Вход

Законодательство о ГЧП в Казахстане: новый механизм защиты бизнеса от рейдерства и непотизма

08 января 2016 14:19

Новое законодательство о государственно-частном партнерстве (ГЧП), принятое в Казахстане в конце 2015 года, вводит инновационный механизм, направленный на защиту предприятий, участвующих в программах ГЧП, от возможных рейдерских захватов. Антирейдерский характер нового закона обеспечивается за счет нормы об обязательном акционерном соглашении между бизнесом и государственными органами, реализующими проекты ГЧП. Об этом в ходе семинара по разъяснению положений Закона РК «О государственно-частном партнерстве» в акимате города Астаны сообщил председатель правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Азамат Ойнаров, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

По словам Азамата Ойнарова, на семинаре был поднят чрезвычайно актуальный вопрос: возможно ли рейдерство в рамках ГЧП? Он провел аналогию с взаимодействием между частными предприятиями, когда изначальные партнерские отношения могут трансформироваться в конфликт из-за финансовых интересов, приводя к рейдерству. Отсюда возник ключевой вопрос: «Возможно ли рейдерство между государственным и частным партнером?»

Ойнаров заверил, что в новое законодательство о ГЧП был интегрирован специальный правовой институт. Если ранее все вопросы в акционерных обществах регулировались исключительно уставом, то теперь введено понятие «акционерное соглашение». Это означает, что на заключительном этапе утверждения проекта будут четко структурированы и предусмотрены все потенциальные риски, включая возможное рейдерство или валютные колебания, которые будут закреплены в акционерном соглашении.

«Данная практика заимствована из англосаксонского законодательства. Таким образом, акционерное соглашение приобретает приоритет над уставом», – пояснил Азамат Ойнаров.

Он также отметил, что такая система обусловлена тем, что государственные органы при создании институциональных проектов не заинтересованы в постоянном долгосрочном участии. В соответствии с принципами социально-предпринимательских корпораций (СПК), госорган может предоставить финансирование для части проекта, а затем выйти из бизнеса. Следовательно, новая законодательная база призвана, в первую очередь, обеспечить эффективную деятельность СПК на законодательном уровне. Более того, это укрепляет основополагающие принципы ГЧП: государство в сотрудничестве с бизнесом создает проект, подписывая не только устав, но и акционерное соглашение. Согласно закону, это соглашение имеет высшую юридическую силу по сравнению с уставом и детально прописывает все процедуры. Они охватывают условия вхождения в проект, этапы финансирования, механизмы выхода, а также обязательства сторон. Например, в соглашении могут быть указаны конкретные стандарты для строительства частным партнером, условия запуска и эксплуатации проекта, а также требования к числу привлекаемых сотрудников.

«И точно так же бизнесмен имеет право включить в акционерное соглашение свои требования. Например, на встречах с предпринимателями возникал вопрос: можно ли прописать в этом акционерном соглашении запрет для чиновников на лоббирование интересов своих родственников – зятьев, кумовьев, сестер или братьев – в рамках акционерного общества, созданного по ГЧП. Мы ответили – однозначно можно! То есть бизнесмен также может зафиксировать все свои риски и опасения в этом соглашении. В первую очередь бизнес опасается чрезмерного количества непрофильного персонала в проектах и излишних проверок со стороны государственных органов. Именно поэтому мы и предусмотрели институт акционерного соглашения», – заключил Азамат Ойнаров.

Источник