Согласно аналитическим данным, в период с января по ноябрь 2015 года объемы производства автомобилей в натуральном выражении в отечественной отрасли продемонстрировали трехкратное сокращение. Если за аналогичный период 2014 года было произведено 33 тысячи единиц, то в 2015 году этот показатель составил всего 10,8 тысячи.
Вторая половина 2014 года ознаменовалась резким ускорением роста числа легковых автомобилей в Республике Казахстан, что было обусловлено снижением курса российского рубля по отношению к тенге. За один год автопарк страны увеличился на треть, пополнившись на 1,2 миллиона машин. Примечательно, что динамика роста не замедлилась даже после корректировки курса казахстанской национальной валюты. В результате, к концу октября текущего года общее количество зарегистрированных в стране легковых автомобилей превысило отметку в 5 миллионов единиц.
Подавляющая часть легковых транспортных средств – 95% – по-прежнему находится в собственности физических лиц. Однако текущий «автомобильный бум» затронул и корпоративных автовладельцев, чья доля в общем автопарке страны возросла с 3% до 5% за последний год.
Одновременно наблюдается тенденция к «омоложению» легкового автопарка. За последние три года доля машин, возраст которых превышает 10 лет, снизилась с 80% до 64%. В то же время доля новых автомобилей увеличилась с 3% до 15%.
Наибольшей популярностью среди казахстанских потребителей пользуются автомобили с объемом двигателя от 1,5 до 2,0 кубических метров. За три года их количество выросло почти наполовину, а доля в общем автопарке увеличилась с 39,7% до 42,3%. Малолитражные автомобили с объемом двигателя до 1,1 кубического метра остаются наименее востребованными, составляя всего 1% от всех легковых машин в стране, хотя в последнее время к этому сегменту проявляется некоторый интерес.
Вместе с тем, сегмент автомобилей с объемом двигателя свыше 4,0 кубических метров показал самые высокие темпы роста за последние три года. Их число увеличилось почти на 80%, а доля в автопарке возросла с 2,8% до 3,3%.
Значительные объемы дешевого импорта оказали негативное влияние на отечественный автопром. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, производство легковых пассажирских автомобилей за год сократилось в три раза: с 33 тысяч единиц за январь-ноябрь 2014 года до 10,8 тысячи за аналогичный период 2015 года.
В Восточно-Казахстанской области, где расположен завод «Азия Авто», за весь 2014 год было произведено 28,8 тысячи автомобилей, тогда как за январь-ноябрь 2015 года этот показатель составил 6,3 тысячи. В Костанайской области, где находятся производственные мощности AllurGroup, объемы производства составили 8,3 тысячи и 4,5 тысячи единиц соответственно за те же периоды.

