С 25 ноября текущего года 75 казахстанских грузовых автомобилей, направлявшихся из Турции в Казахстан транзитом через территорию Российской Федерации, столкнулись с непредвиденными препятствиями. Им было отказано в транзитном проезде на ключевых таможенных постах внешней границы Евразийского экономического союза на российском участке: Верхний Ларс (российско-грузинская граница), а также Троебортное и Крупец (российско-украинские участки границы). По данным Национальной палаты предпринимателей (НПП) РК «Атамекен», на сегодняшний день 35 этих грузовиков по-прежнему остаются заблокированными на российской границе, их водители находятся в крайне затруднительном положении.
Водители, ожидающие разрешения на проезд, вынуждены пребывать в неблагоприятных погодных условиях, сталкиваясь с отсутствием элементарных бытовых удобств и денежных средств. Примечательно, что официальные экономические санкции российского правительства в отношении турецких товаров должны вступить в силу только с нового, 2016 года, что делает текущую ситуацию особенно сложной для перевозчиков.
Исполняющая обязанности заместителя председателя правления НПП РК «Атамекен» Дана Жунусова сообщила, что Палата предпринимателей, Министерство по инвестициям и развитию, а также Министерство финансов Республики Казахстан активно взаимодействуют для поиска решения этой проблемы. В качестве временной меры отечественным перевозчикам, следующим транзитом из Турции через Россию, были предложены альтернативные маршруты. Комитет транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК ведет переговоры с азербайджанской стороной с целью максимального снижения стоимости перевозки грузов паромами через Каспийское море.
В НПП также выразили обеспокоенность тем, что российские экономические ограничения против Турции могут негативно сказаться на объеме товарооборота между Казахстаном и Турцией. Кроме того, переориентация с оптимального маршрута через РФ на транскаспийский неизбежно приведет к удорожанию конечной стоимости турецких товаров на казахстанском рынке. Среди «застрявших» грузов преимущественно товары легкой промышленности, строительные материалы, бытовая техника, мебель, продукты питания и фрукты. Таким образом, действия российского руководства могут повлечь за собой дополнительное увеличение цен на турецкие товары для казахстанских потребителей, которые и без того сталкиваются с удорожанием большинства товаров.

