Вход

Госзакупки теперь не «зона комфорта» для МСБ

19 ноября 2015 10:26

Госзакупки теперь не «зона комфорта» для МСБ

В Казахстане готовится к утверждению новый законопроект «О государственных закупках», который обещает кардинально изменить правила игры в одной из ключевых экономических сфер. Проект, уже прошедший два чтения в Мажилисе и ожидающий рассмотрения в Сенате в ноябре-декабре, направлен на упрощение процедур, повышение прозрачности и усиление мер по борьбе с коррупцией. Однако, на фоне нестабильности национальной валюты и призывов к поддержке «казахстанского содержания», эти изменения выводят квазигосударственный сектор из-под привычной «зоны комфорта» отечественного малого и среднего бизнеса (МСБ), открывая его для более широкой конкуренции, в том числе со стороны международных участников.

На протяжении последних месяцев, когда тенге демонстрирует волатильность по отношению к доллару и евро, казахстанский бизнес активно призывают ориентироваться на местное содержание в себестоимости продукции. Для многих предприятий МСБ это является серьезным вызовом, поскольку значительная часть комплектующих и сырья по-прежнему импортируется. В этих условиях система государственных закупок традиционно служила важным источником поддержки для отечественного бизнеса, особенно учитывая, что закупки для госорганов и национальных компаний в значительной степени покрываются местными предпринимателями.

Прогрессивный и своевременный

Предстоящие изменения в законодательстве о госзакупках названы прогрессивными и своевременными. Новый закон предусматривает ряд важных нововведений, призванных не только упростить закупочные процессы, но и минимизировать коррупционные риски. Среди ключевых мер:

  • **Предварительное обсуждение технических спецификаций:** Введение этого института позволит участникам рынка заранее ознакомиться с требованиями и высказать свои предложения, что повысит качество подготовки тендерной документации и снизит вероятность оспаривания.
  • **Повышение требований к внеконкурсным процедурам:** Ужесточение контроля над закупками из одного источника и другими упрощенными методами.
  • **Полная цифровизация:** Обязательный переход на электронный формат для всех этапов взаимодействия – от заключения договоров и оформления накладных до актов выполненных работ и счетов-фактур. Это обеспечит прозрачность и оперативность документооборота.
  • **Досудебное разрешение споров:** Внедрение этого механизма позволит участникам рынка и заказчикам урегулировать разногласия без обращения в суд, экономя время и ресурсы.
  • **Защита прав МСБ:** Субъекты МСБ получат право обжаловать итоги конкурсов в судебном порядке. На период судебного разбирательства заключение контрактов будет «заморожено», что обеспечит реальную возможность пересмотра спорных решений.
  • **Усиление прозрачности:** Участникам тендеров станет доступен просмотр конкурсных заявок конкурентов. После завершения госзакупок будут публиковаться подробные мотивированные отчеты о причинах отказа в удовлетворении тех или иных заявок МСБ, что повысит ответственность заказчиков.
  • **Антидемпинговые инструменты и реестр недобросовестных поставщиков:** Новый закон вводит механизмы борьбы с демпингом, а также реестр, куда будут вноситься участники, уклонившиеся от заключения договора или ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства. Это обеспечит честную конкуренцию и повысит качество поставляемых товаров и услуг.

«Приватизационные поправки» и международные обязательства

Особое внимание в законопроекте уделено «приватизационным поправкам». Как заявил председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Сеитсултан Аимбетов, эти изменения направлены на активизацию процессов приватизации и передачу активов квазигосударственного сектора в конкурентную среду. Этот шаг является частью общей стратегии по сокращению государственного участия в экономике.

Министр финансов Бахыт Султанов откровенно признал, что распространение законодательства о госзакупках на национальные компании, а также требование «казахстанского содержания» в их закупках, прямо противоречит международным договоренностям Казахстана в рамках ВТО и Евразийского экономического союза. По его словам, «здесь мы не можем быть выше наднационального законодательства».

Несмотря на то, что статистика свидетельствует о высокой доле казахстанского МСБ в системе госзакупок (98,7% зарегистрированных пользователей и 93% объемов закупок), Минфин и правительство целенаправленно работают над внедрением системы корпоративного управления в квазигосударственном секторе, стремясь повысить эффективность работы этих компаний. Бахыт Султанов подчеркнул, что все новеллы закона настроены на максимальное обеспечение прозрачности и доступности системы госзакупок для МСБ без декларативных норм о местном содержании, которое ограничивается международными обязательствами.

Касательно проектно-сметной документации (ПСД), министр отметил, что ее подготовка уже чрезмерно зарегулирована и затягивает проекты. Дальнейшее усложнение процедур может привести к двухлетним задержкам и, как следствие, удорожанию товаров и услуг, что даст обратный эффект.

Новые реалии и мнения экспертов

Таким образом, Казахстан демонстрирует приверженность своим международным обязательствам, что кардинально меняет ландшафт госзакупок и приватизации. Освобождение квазигосударственного сектора от части законодательного контроля, а также предстоящая приватизация сотен компаний, хозяйствующих субъектов и РГП, нацелены на привлечение новых бизнес-игроков, в том числе иностранных инвесторов, которые составят серьезную конкуренцию отечественному МСБ.

Депутат Мажилиса Айкын Конуров отметил, что без этих изменений было не обойтись, поскольку международные обязательства необходимо соблюдать. Он также подчеркнул, что «лакомый кусок платежеспособного спроса компаний квазигоссектора в ежегодные 9 трлн тенге в условиях снижения мирового спроса очень интересен нашим доминантам по всемирной торговой площадке». Конуров признал, что возможности и интересы транснациональных компаний несравнимы с возможностями местного казахстанского МСБ.

По его словам, заставлять квазигоссектор брать исключительно казахстанское содержание было бы некорректно, учитывая зачастую низкую конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с мировыми брендами. В противном случае, это могло бы отпугнуть крупных инвесторов из сфер недропользования и строительства. Конуров подчеркнул, что корпоративный сектор хорошо понимает соотношение «цена – качество» и для него не так важен лейбл. Он также посетовал, что многие казахстанские производители, несмотря на наличие успешных примеров сотрудничества с квазигоссектором, испытывают трудности с продвижением своей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Комментируя процесс приватизации, Айкын Конуров предположил, что наиболее привлекательные госпакеты акций отойдут крупным игрокам или уже действующим акционерам, тогда как неликвидные активы будут постепенно и бесшумно списаны. Он иронично отметил, что под шумок приватизации могут быть забыты вопросы об эффективности и результатах деятельности прежних государственных структур.

Депутат Нурлан Жазылбеков также акцентировал внимание на важности вопроса приватизации для квазигосударственного сектора, подчеркнув, что дальнейшая эффективность этих компаний будет зависеть от множества факторов, включая первоначальную стоимость и качество управления. Он отметил, что в настоящее время в квазигоссекторе немало нерентабельных компаний.

Парламентарий Виктор Киянский согласился с актуальностью передачи «дочек» квазигоссектора в конкурентную среду. Он объяснил, что государство действует исходя из текущей экономической тактики: «Сейчас государству очень нужны деньги. Наполняемость бюджета не слишком высокая. Это происходит за счет спада рынков. Поэтому возникает необходимость пополнения бюджета за счет приватизационных денег. И с этой точки зрения тактически правильно именно сейчас объявить приватизацию квазигоссектора». По его мнению, в текущих условиях для квазигоссектора это решение имеет больше плюсов, чем минусов.

Таким образом, Казахстан находится на пороге значительных преобразований, которые переформатируют систему государственных закупок и квазигосударственного сектора. Эти меры, хотя и вызывают опасения у части отечественного бизнеса, призваны усилить конкуренцию, повысить эффективность и обеспечить соответствие международным стандартам, что, в конечном итоге, должно способствовать развитию прозрачной и динамичной экономики.

Источник