Tele2 и Altel: новый телеком-гигант на рынке Казахстана
05 ноября 2015 10:23
Мобильные активы группы Tele2 и дочернего предприятия АО «Казахтелеком» – Altel – будут объединены в Казахстане, согласно официально достигнутым договоренностям. Это решение призвано не только укрепить рыночные позиции обоих игроков, но и значительно увеличить их общую долю в сегменте телекоммуникаций. Событие вызвало заметный резонанс среди других участников рынка, поскольку фактически объединенная компания может стать новой доминирующей силой, вынуждая конкурентов адаптироваться к изменившимся условиям.
**Значительная доля рынка**
Предполагается, что новый объединенный бренд займет до 20% общего рынка мобильной связи и свыше 80% рынка мобильного интернета. Что касается общей численности абонентов после объединения, то данные различных источников несколько разнятся. Сами компании утверждают, что по их расчетам суммарное количество абонентов пока не превысит 5,6 миллиона человек.
В рамках сделки Tele2 приобрела 49% акций ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (оператора Altel) за 15 миллионов долларов США, что составляет 18% экономического интереса в холдинговой компании. Таким образом, 100% акций «МТ-С» перешли под контроль шведского оператора. В структуре объединенной компании Tele2 будет владеть 51% голосующих акций и 49% обыкновенных акций, в то время как «Казахтелеком» получит 49% голосующих и 51% обыкновенных акций. Управление новой компанией будет осуществляться шведской стороной.
Переговоры о слиянии, которые велись на протяжении нескольких лет, завершились формированием объединенной компании. При этом, несмотря на интеграцию долей, сохранение двух отдельных брендов запланировано на начальном этапе.
«Основная причина – индустриальная. Казахстан – страна с большой территорией, но со сравнительно небольшим населением. Содержать разные сети и разных операторов достаточно затратное дело и есть экономическая целесообразность в том, чтобы их консолидировать. Объединение операторов – это не новая вещь, такая практика встречается повсеместно. В принципе это то, что каждый из операторов ожидает от других. Самым свежим примером может стать объединение оператора номер три и номер четыре в Германии. То есть это не является чем-то из ряда вон выходящим для рынка», – пояснил Пиетари Кивикко, председатель правления Tele2. Он подчеркнул, что основной целью подобных объединений является повышение эффективности и снижение огромных затрат на развитие и поддержание сетевой инфраструктуры.
**Взаимная выгода и стратегические преимущества**
Данный альянс, как и любое другое объединение, направлен на повышение операционной эффективности, увеличение доли рынка по доходам и приток новых абонентов. Каждый из операторов преследовал свою стратегическую выгоду. Для Tele2 главным приобретением стал доступ к лицензии на LTE в Казахстане, которой до сих пор единолично владел Altel. Кроме того, Tele2 получит усиление аффилированности с «Казахтелекомом», что упростит вопросы согласования размещения оборудования на вышках оператора и предоставит дополнительные возможности по использованию транспортных каналов.
В свою очередь, как отмечает Нуркен Халыкберген, управляющий партнер агентства Central Asia Communications, Altel получает значительно больше преимуществ. Это и расширенная зона покрытия за счет сетей 3G Tele2, и более развитая торговая сеть, и улучшенный сервис, а также усовершенствованные бизнес-процессы. «Рыночные показатели говорят сами за себя», – добавил он.
Необходимо отметить, что Tele2 и Altel успешно развивались и по отдельности, эффективно конкурируя с другими игроками рынка. Однако их слияние многократно увеличивает их совокупную мощь, создавая доминирующего игрока на рынке. Некоторые эксперты считают, что это объединение стало реакцией на ожидаемое введение MNP (Mobile Number Portability), позволяющего абонентам сохранять свой номер при смене оператора.
**Вопросы о конкуренции и «справедливости»**
Интеграция двух крупных игроков означает уменьшение конкуренции на рынке, что вызывает обеспокоенность у других участников. Если Kcell и Beeline не получат равных возможностей в области LTE, то объединенная компания может стать технологическим монополистом, обладающим уникальными частотными диапазонами. Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям «Beeline Казахстан», выразил ряд вопросов к государственным органам.
«У нас есть несколько вопросов к госорганам. Первый адресован к антимонопольному ведомству: во-первых, когда новую компанию внесут в реестр доминантов? Потому как по всем определениям, которые у нас есть, в законодательстве она попадает под категорию доминантов и на нее должны распространяться все те положения, которые из этого следуют», – заявил Алексей Бендзь.
Еще один важный вопрос к регулятору касается дисбаланса в распределении частот. Объединенная компания будет обладать непропорционально большим спектром частот по сравнению с остальными игроками. «Частотные ресурсы в два раза превышают те, что наша компания имеет сейчас», – отметил Бендзь. Он подчеркнул, что на высококонкурентном рынке и при доминирующем положении игрока, требования ко всем должны быть одинаковыми. Существующее преимущество объединенной компании в частотных ресурсах является радикальным. «Нам бы хотелось услышать ответ, когда этот дисбаланс будет решен. Третий вопрос касается лицензий. Потому что у объединенных компаний присутствуют такие лицензии, каких нет у нас. Например, лицензия на 4G», – подытожил представитель Beeline.
**Стратегия сохранения брендов**
На данный момент вопрос о едином названии юридического лица остается открытым. Хотя содержание двух брендов в текущей экономической ситуации может быть затратным, компании, вероятно, будут оптимизировать свои бизнес-процессы по мере развития ситуации. В Tele2 подтвердили, что на данном этапе планируется сохранение обоих брендов. «Как вы знаете, на местном рынке Tele2 работает свыше пяти лет, и наблюдается очень сильная узнаваемость этого бренда. Что касается Altel, то тут надо будет смотреть, как этот бренд нужно будет в дальнейшем развивать. Пока рано говорить о затратах на оба бренда и какие затраты мы понесем на их поддержание. Все будет зависеть от дальнейшего хода событий. Единственное, о чем можно говорить с уверенностью, так это то, что расходы на бренд не будут превышать те, что есть уже сейчас. В процессе работы мы будем смотреть, где и как оптимизировать совместные бизнес-процессы», – резюмировал Пиетари Кивикко.