Вход

Tele2 снова будоражит рынок

22 октября 2015 10:01
На казахстанском телекоммуникационном рынке вновь активизировались дискуссии относительно размера ставки интерконнекта. Компания «Tele2 Казахстан» инициировала призыв к регулирующему органу пересмотреть вопрос о дальнейшем снижении данной ставки, заявляя, что создание равных конкурентных условий для всех операторов требует существенного ее уменьшения, вплоть до полной отмены.

Это заявление фактически подвергает сомнению позицию Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию РК, который в минувший понедельник объявил об отсутствии необходимости в дальнейшем снижении ставки интерконнекта в текущем году. По мнению регулятора, девальвация тенге по отношению к доллару уже оказала значительное влияние на снижение прибыли сотовых операторов. Светлана Черненко, глава представительства iKS-Consulting в Казахстане, характеризует такие действия оператора как популистские и не видит объективных оснований для оспаривания решения регулятора.

В настоящее время ставка интерконнекта установлена на уровне 8 тенге, а с 1 января 2016 года предусмотрено ее снижение до 5 тенге без учета НДС за минуту соединения для всех операторов мобильной связи. Однако в Tele2 настаивают на еще более значительном снижении, предлагая установить ее на уровне 3 тенге. По расчетам компании, такой шаг позволит уменьшить стоимость услуг мобильной связи для конечных потребителей. Учитывая высокую чувствительность казахстанского рынка к ценовым факторам, это должно привести к увеличению объемов потребляемого трафика. Снижение затрат на интерконнект, по мнению Tele2, даст операторам возможность предлагать абонентам расширенный пакет услуг за меньшую плату, одновременно увеличивая доходность с каждого пользователя.

Между тем, другие участники рынка выражают обеспокоенность по поводу инициативы Tele2. Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям «Beeline Казахстан», отмечает, что отраслевые показатели и прибыльность всех игроков снижаются, а сектор стоит перед значительным инвестиционным периодом, связанным с внедрением технологий 4G. «Общая инвестиционная привлекательность отрасли падает, и регулятор, зная это, принимает решения, основанные на текущей рыночной ситуации. Получается, что наши партнеры ставят под сомнение уже достигнутые договоренности по ставке интерконнекта на эти два года. Какой смысл тогда в этих договоренностях?» – комментирует Бендзь.

Еще одним аспектом, вызывающим оживленные дискуссии в отрасли, является практика начисления абонентам бонусов за входящие звонки с сетей других операторов. Данная услуга позволяет абонентам, при соблюдении определенных условий, получать средства на свой баланс, которые могут быть использованы для оплаты мобильных услуг, приобретения электроники или даже обналичивания. Пионером этой практики стала компания Tele2, внедрившая услугу 22 июня текущего года, а Altel последовал ее примеру 15 октября.

Компании «Beeline Казахстан» и «Кселл» пока не присоединились к этой тенденции. Алексей Бендзь из «Beeline Казахстан» заявил, что технически компания готова к внедрению подобной акции и на данный момент осуществляет мониторинг рыночной ситуации, не исключая возможности ее запуска в будущем. В свою очередь, Арти Отс, главный исполнительный директор АО «Кселл», выражает скептицизм, утверждая, что такие бонусные программы являются тупиковым путем для всех операторов. Он отмечает, что лишь небольшое число абонентов использует такие акции по назначению, в то время как значительная часть стремится исключительно извлечь выгоду. Светлана Черненко также считает, что начисление бонусов является временным решением, не получившим широкого распространения на глобальных телекоммуникационных рынках.

Следует отметить, что данный вопрос законодательно не урегулирован, и действующее законодательство не содержит прямого запрета на получение абонентами бонусов за входящие звонки от пользователей других сотовых операторов.
Источник