Председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Павел Ким поделился своим видением текущего состояния национального автомобильного рынка в эксклюзивном интервью для Kapital.kz. Он акцентировал внимание на его уязвимости и одновременно способности к восстановлению, а также на вызовах, вызванных экономическими изменениями и решениями правительства.
Текущее состояние авторынка и динамика продаж
Вопрос: Павел, какова текущая ситуация на казахстанском авторынке? Какие тенденции в продажах и покупках вы наблюдаете?
Ответ: Автомобильный рынок всегда привлекает внимание как населения, так и предпринимателей, чьи интересы основываются на принципах выгоды и предсказуемости ценовой политики, а также на особенностях нормативного регулирования. За первые девять месяцев 2015 года мы получили достаточно реалистичные прогнозы по ценам и ожидаемым продажам до конца года, опираясь на статистику и динамику в сравнении с прошлым годом. К сожалению, достичь показателей продаж прошлых лет пока не представляется возможным, даже с учетом реализации текущих стоков моделей 2015 года. Наиболее востребованными остаются автомобили в ценовом сегменте от 10 000 до 20 000 долларов США, формируя основной объем продаж. Среди них лидирующие позиции занимают Lada, Hyundai, Kia, Toyota и Nissan. В премиум-сегменте наибольшую активность продемонстрировали покупатели автомобилей Porsche и Mercedes-Benz, в то время как BMW пользовались меньшей популярностью.
Дедолларизация и локализация производства
Вопрос: Резкое ослабление тенге не вызвало панических настроений? И можно ли в таких условиях говорить о дедолларизации на авторынке?
Ответ: Переход к свободно плавающему курсу тенге в первые дни привел к приостановке продаж и необходимости корректировки ценников, в том числе на отечественные автомобили. Подобное поведение дилеров вполне объяснимо, поскольку контракты на покупку автомобилей, включая поставки машинокомплектов для сборочных линий казахстанских предприятий, привязаны к доллару или иной иностранной валюте. В связи с этим процесс дедолларизации вряд ли затронет компании-импортеры. Если говорить об отечественном автопроме, то отход от долларовой привязки возможен лишь при значительном увеличении локализации производства. Это подразумевает использование местного сырья, массовое производство комплектующих внутри страны и получение прав на патенты производителей с увеличением доли запасных частей, произведенных в Казахстане. Пока автопром будет использовать метод крупноузловой сборки, о дедолларизации говорить преждевременно. Наглядное подтверждение этому – реклама официальных автосалонов «Автомобили по старому курсу доллара».
Вопрос: То есть вопрос дедолларизации в автомобильной сфере пока не стоит остро? Исключаете ли вы какие-либо глобальные изменения во внутреннем производстве?
Ответ: Казахстанские производители при поддержке Министерства по инвестициям и развитию РК на протяжении многих лет заявляют об увеличении доли казахстанского содержания в производстве. Однако процесс роста локализации, к сожалению, пока не вышел за рамки сварки и покраски кузовов. Следующие два-три года станут показательными для наших автопроизводителей, учитывая обязательства Казахстана по вступлению в ВТО, предусматривающие полное прекращение субсидирования автомобильной отрасли к 2018 году, а также договоренности в рамках ЕАЭС относительно уровня локализации, при достижении которого экспорт отечественных автомобилей станет реальностью. Мы надеемся, что планы АКАБ (Ассоциация казахстанского автобизнеса) и Министерства по инвестициям и развитию РК по запланированному росту локализации производства будут успешно реализованы в установленные сроки.
Конкуренция с российским рынком и правительственные меры
Вопрос: В прошлом году мы наблюдали ажиотаж, возникший вокруг распродажи автомобилей в России на фоне падения рубля. Как пережили потерю весомой доли клиентов наши казахстанские автодилеры?
Ответ: В рамках интеграционных процессов ЕАЭС и свободного перемещения товаров, включая автомобили, конкуренция за рынки сбыта значительно усилилась. Казахстанские официальные автодилеры, мягко говоря, оказались не вполне готовыми к конкуренции с российскими коллегами. События 2014 года и продолжающийся сегодня отток казахстанских потребителей в автосалоны РФ служат тому подтверждением. Резкая девальвация российского рубля в III-IV кварталах 2014 года лишь спровоцировала массовый отток покупателей. Однако стоит помнить, что и до девальвации автомобили у северного соседа стоили значительно дешевле. Поэтому девальвацию в России нельзя называть единственной причиной трудностей казахстанских автодилеров, поскольку повальный ажиотаж был временным явлением. Более того, подобный спрос на подешевевшие товары охватил практически все группы товаров, что является закономерным процессом.
Вопрос: Какие шаги предпринимают участники казахстанского авторынка, для того чтобы сделать максимально привлекательным предложение в условиях жесткой конкуренции?
Ответ: Речь идет не столько о привлекательности, сколько о защите интересов. Возвращаясь к теме конфликта интересов между предпринимателями, отмечу возросшую активность Ассоциации казахстанского автобизнеса. Столкнувшись с падением собственных продаж, АКАБ предприняла меры по защите своих интересов, обвинив в снижении продаж независимых импортеров и девальвацию в России. В результате, при поддержке Министерства по инвестициям и развитию РК, были введены ограничения в пользу официальных автодилеров, входящих в состав АКАБ. Эти ограничения касаются в первую очередь ввоза на территорию РК подержанных автомобилей, не соответствующих 4-му экологическому классу (требуются соответствие определенным значениям выбросов вредных веществ), а также не имеющих систем ABS, фронтальных подушек безопасности, креплений ISOFIX и (с 1 января 2017 года) дневных ходовых огней. При этом парадокс заключается в том, что в автосалонах РК свободно продаются новые автомобили с 3-м экологическим классом, без ABS, фронтальных подушек безопасности и ISOFIX, и этому никто не препятствует.
Роль государства и перспективы рынка
Вопрос: Какова ваша оценка присутствия государства в развитии автомобильного рынка Казахстана?
Ответ: Если говорить по факту, то решения властей часто принимаются в ущерб независимым импортерам – субъектам предпринимательской деятельности. Например, приказом министра по инвестициям и развитию, утверждающим перечень отдельных видов товаров, в отношении ввоза которых с территории стран ЕАЭС предоставляется исключительное право (за исключением транспортных средств, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности), был введен запрет на ввоз автомобилей из стран ЕАЭС даже для собственных нужд. Ввоз автомобилей из стран ЕАЭС для субъектов предпринимательства стал лицензируемым видом деятельности. Согласно приказу, лицензию могут получить только официальные дилеры и дистрибьюторы. Таким образом, конкуренты из числа независимых автосалонов были устранены с рынка новых автомобилей, а другим представителям бизнеса не оставили выбора поставщика, кроме как среди казахстанских официальных дилеров. Это также затрагивает сферу государственных закупок: компании без лицензии однозначно не смогут участвовать в конкурсах по поставке новых автомобилей для государственных нужд. Подобные примеры наглядно демонстрируют конфликт интересов между субъектами предпринимательства, что в конечном итоге вредит конечному потребителю, влияя на стоимость, ассортимент и качество работы официальных дилеров, которые в условиях монополии распределяют доли по брендам, модельным рядам и территориальному присутствию. Отсутствие конкуренции со стороны независимых игроков означает, что формирование цен на автомобили не будет зависеть от конкурентов из стран ЕАЭС, что, естественно, отразится на конечной стоимости. Кроме того, стало известно, что вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау инициирует внесение изменений в законодательные акты, касающиеся введения утилизационного сбора и увеличения стоимости постановки на первичный учет импортируемых в РК автомобилей. Это создает дополнительные барьеры для потребителей – физических лиц, вынуждая граждан обращаться в автосалоны казахстанских официальных дилеров.
Вопрос: Есть ли положительные правительственные инициативы?
Ответ: К положительным решениям власти в поддержку автопрома с учетом интересов потребителей можно отнести программу льготного автокредитования на покупку отечественных автомобилей. Единственным, на наш взгляд, недостатком этой программы является недостаточное финансирование.
Вопрос: Ваш прогноз относительно цен на автомобили в ближайшие годы?
Ответ: Прогноз снижения стоимости автомобилей в будущем во многом зависит от инициатив властей. Уменьшение стоимости на 15% возможно, если: а) не будет введен утилизационный сбор (предназначенный для компенсации снижения таможенных пошлин в рамках вступления Казахстана в ВТО); б) депутаты заблокируют инициативу вице-министра по инвестициям и развитию Альберта Рау об увеличении стоимости первичной регистрации импортируемых в РК транспортных средств, что удорожает импортируемые авто для физических лиц; в) порядок применения «Одобрения типа транспортных средств» будет унифицирован для всех субъектов рынка по аналогии со всеми идентичными импортируемыми транспортными средствами, ранее прошедшими сертификацию согласно техническому регламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств».
Павел, благодарим за содержательную беседу!

