В последнее время правоохранительные органы значительно активизировали деятельность по взысканию административных штрафов. Особенностью текущей практики стало то, что штрафы, выписанные за нарушения правил дорожного движения, теперь взимаются не с непосредственных нарушителей – водителей, а с владельцев транспортных средств. Эта мера применяется независимо от характера нарушения: будь то фиксация скоростемерами, проезд стоп-линии или составление протокола сотрудником дорожной полиции. Подобная административная процедура, введенная в закон «О дорожном движении», если бы о ней стало известно пять лет назад, заставила бы многих бизнесменов, владеющих транспортными парками, серьезно пересмотреть свои планы по созданию или развитию бизнеса. Такое мнение выразил в Астане на дискуссионной площадке «Малый и средний бизнес: развитие в условиях кризиса» предприниматель, директор службы такси «ТиФа» и портала taxi.kz Тимур Худайбергенов.
Тимур Худайбергенов рассказал, что пять лет назад он приехал в Астану и начал строить свой бизнес с нуля, имея всего один автомобиль. Сегодня его автопарк насчитывает до 100 машин. За этот период фонд развития предпринимательства «Даму» оказал ему некоторую поддержку, однако основным фактором успеха, по словам предпринимателя, стали его собственные усилия и упорство.
«Представьте, сколько владельцев автотранспорта в стране. Это чрезвычайно актуальный вопрос, особенно в последние несколько месяцев, хотя он и не получил широкой огласки, так как касается в основном внутренней проблемы МСБ. Однако из-за него я могу буквально перечислить десятки предприятий, которым наступает конец. Более того, у других стартаперов просто пропадает всякое желание открывать таксопарк или транспортную компанию. В стране сейчас очень много таких предпринимателей, которые не в состоянии отстоять свои права и интересы, и им приходится платить за нерадивых водителей-нарушителей баснословные штрафы. А видя такие последствия, эти водители-нарушители чувствуют себя безнаказанно и продолжают совершать ДТП на дорогах. То есть ситуация административно никоим образом не меняется», – обрисовал сложившуюся ситуацию директор службы такси «ТиФа» Тимур Худайбергенов.
Стремясь не зацикливаться на проблеме штрафов, бизнесмен активно диверсифицирует свой портфель. Он и его партнеры инвестируют в разработку мобильных приложений и IT-технологий. Тимур Худайбергенов подчеркнул, что если не суждено было родиться в семье владельца нефтяной вышки, то единственный путь к статусу долларового миллионера для предпринимателя – это экспорт IT-разработок и использование интеллектуального капитала.
Однако и на этом пути, по словам предпринимателя, возникают определенные трудности. Главная из них заключается в том, что существующие инструменты поддержки МСБ ориентированы на реальный сектор экономики. Эти проекты, часто называемые «воздушными», не реализованы или безрезультативны, но на них регулярно расходуются миллионы тенге и долларов. В то же время наиболее перспективные направления, где работают инициативные и увлеченные идеями люди, остаются без малейшей поддержки.
Тимур Худайбергенов убежден, что успех МСБ, особенно в современных условиях, возможен только в том случае, если субъекты малого и среднего предпринимательства начнут создавать по-настоящему уникальные продукты, ориентированные прежде всего на экспорт.

