Вопрос казахстанского содержания стал одной из наиболее обсуждаемых тем последнего времени, особенно в контексте демонстрации низкого интереса к отечественной продукции со стороны квазигосударственных компаний и недропользователей. На недавнем заседании регионального совета Палаты предпринимателей Атырауской области председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев анонсировал значительные изменения в этой сфере.
Глава Национальной палаты подчеркнул, что предстоящие масштабные проекты, такие как расширение мощностей «Тенгизшевройл», модернизация Атырауского нефтеперерабатывающего завода и запуск месторождения Кашаган, откроют широкие возможности для отечественных предприятий машиностроения и нефтесервиса. По его мнению, производителям Казахстана необходимо наладить тесное взаимодействие с недропользователями.
Ожидаются позитивные преобразования и в системе закупок квазигосударственного сектора. Предполагается, что работа с казахстанскими производителями будет осуществляться через долгосрочные контракты, особенно для модернизирующихся предприятий. Также формируется реестр добросовестных поставщиков товаров и услуг, который послужит ориентиром для национальных компаний при проведении закупок. Создаваемый Центр мониторинга цен призван стать важным инструментом для нацкомпаний, помогая им ориентироваться в многообразии ценовых предложений.
Тем не менее, текущая ситуация далека от оптимистичной. Ни квазигосударственный сектор, ни компании-недропользователи не проявляют достаточного интереса к товарам, работам и услугам казахстанского производства. Статистические данные за 2014 год показывают, что доля импорта в их закупках не только преобладает, но и демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. Например, объем буровых работ, выполненных иностранными компаниями, в 2014 году превысил 400 миллиардов тенге, тогда как всего два года назад этот показатель составлял немногим более 350 миллиардов тенге.
Аналогичная ситуация наблюдается в закупках услуг по транспортировке нефти, где в 2014 году объем достиг 247,8 миллиарда тенге, значительно увеличившись по сравнению с 46,9 миллиарда тенге в 2012 году. Отмечается рост импорта в таких категориях, как электрооборудование, строительные материалы и кабельная продукция. Импортные поставки лидируют в сфере рекрутинга персонала (305 млрд тенге в 2014 году против 73,7 млрд тенге в 2012-м), технического обслуживания и ремонта (82,9 млрд против 43 млрд тенге), а также в геологии и геофизике (163 млрд против 78 млрд тенге в 2012 году).
Широкий спектр товаров закупается за рубежом: электроды — из Словении, электродвигатели, генераторы и компрессоры — из Японии, трубы — из Китая, Индии, Южной Африки и Украины, горюче-смазочные материалы — из России, арматура — из Южной Африки и Финляндии, а так называемые «прочие товары» — из США, Канады, Франции, Великобритании.
Эксперты связывают такую ситуацию с доминированием западных инжиниринговых компаний на казахстанском рынке. Практически все крупные проекты в Казахстане, начиная с предпроектных исследований, ТЭО и рабочего проектирования, и заканчивая технологическим сопровождением и приемкой, обслуживаются иностранными фирмами. Зарубежные консультанты, не всегда осведомленные о специфике местного производства, стандартах и технических условиях Казахстана, изначально закладывают в проекты иностранную составляющую. Это значительно затрудняет переориентацию закупок на отечественных производителей в рамках уже утвержденных проектов.
Среди объективных причин также выделяют высокий уровень износа производственных фондов казахстанских предприятий, их недостаточную инновационность и низкую инвестиционную привлекательность. Однако возникает вопрос: действительно ли все эти факторы являются единственными причинами, по которым недропользователи предпочитают зарубежные товары, услуги и специалистов?
Истинная картина в сфере казахстанского содержания становится яснее на конкретных примерах. В июле текущего года в комитете нефтегазовой промышленности НПП РК «Атамекен» прошло обсуждение проблем отечественных нефтесервисных компаний. В диалоге участвовали представители Союза сервисных компаний Казахстана, ассоциации KAZENERGY, АО «CNPC-Актобемунайгаз», ТОО «КННК Интернационал в Казахстане» и АФ «ПетроКазахстан Инл.».
Представители казахстанских нефтесервисных компаний открыто выразили свои претензии китайским инвесторам, указывая на отсутствие прозрачности в процедурах закупок – зачастую объявления о крупных тендерах не публикуются в местных СМИ. Кроме того, доступ к закупкам усложняется запутанными внутренними правилами аккредитации, которая не гарантирует местного участия в тендерах. Конкурсная документация нередко предоставляется на китайском языке, что препятствует полноценной подготовке казахстанских компаний.
Руководители отечественных компаний также отмечали случаи откровенного демпинга со стороны подрядчиков из КНР, приглашаемых китайскими инвесторами. Такая практика автоматически вытесняет казахстанские компании из участия в тендерах. В результате многие местные предприятия не выдерживают конкуренции с иностранными поставщиками и вынуждены искать заказы в других регионах или оптимизировать расходы, что часто приводит к сокращению штата сотрудников.
Представители АО «CNPC-Актобемунайгаз», в свою очередь, отвергали обвинения, ссылаясь на необязательность казахстанских производителей. Ситуацию удалось частично разрешить в ходе выездного совещания в Актюбинскую область, где после продолжительных переговоров были достигнуты соглашения о расширении участия казахстанских компаний в нефтегазовых проектах.
Не менее сложные переговоры велись относительно участия казахстанских строительных компаний в проектах ЭКСПО-2017. Серия встреч представителей отраслевых ассоциаций под руководством заместителя председателя правления НПП Юлии Якупбаевой с руководством компании-оператора ЭКСПО привела к согласию, однако вскоре после этого был объявлен пересмотр бюджета проекта в сторону сокращения.
Очевидно, что попытки ограничить доступ отечественных предприятий к крупным объемам закупок со стороны квазигосударственного сектора и недропользователей будут продолжаться. Эта сфера требует жесткого контроля со стороны государства, особенно в условиях присоединения Казахстана к ВТО, что сужает диапазон инструментов государственной поддержки. Вызывает недоумение пассивность уполномоченных государственных органов в решении проблем отечественных производителей, чья деятельность зачастую ограничивается лишь организацией круглых столов, выставок и ярмарок.

