С 20 августа текущего года автомобильный рынок Казахстана переживает период значительной неопределенности. В этот день на онлайн-платформах официальных дилеров и производителей исчезли прайс-листы, а некоторые веб-сайты временно прекратили свою работу. Эти изменения быстро отразились и на вторичном рынке, где, несмотря на традиционную привязку цен к доллару, большинство продавцов не спешили снижать стоимость, что привело к снижению потребительского спроса. Покупательская способность населения значительно сократилась, вынуждая корректировать личные бюджеты и откладывать крупные покупки.
Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза, отметил: «Автомобиль не относится к категории товаров первой необходимости, поэтому многие граждане предпочли отложить его приобретение. Большая часть сбережений населения хранилась в тенге, и после девальвации валюты покупательная способность снизилась почти на 30%. В текущих условиях говорить о существенных тратах не приходится».
Несмотря на сложную ситуацию, отечественный автопром получил значительную государственную поддержку. В апреле 2015 года в рамках программы льготного автокредитования из Национального фонда через Банк развития Казахстана было выделено 20 миллиардов тенге. Поддержка продолжилась: 20 августа 2015 года Президент Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с представителями бизнеса поручил выделить дополнительные 10 миллиардов тенге на эту же программу. По данным Банка развития Казахстана, к 27 августа 2015 года уже было одобрено 3769 заявок на общую сумму 11,770 миллиарда тенге.
Первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев на пресс-конференции 20 августа 2015 года подтвердил: «Средства по программе кредитования легковых автомобилей практически исчерпаны. Мы приняли решение о дополнительном выделении 10 миллиардов тенге. Это позволит поддержать до 40% от общего объема выпускаемых в стране автомобилей к концу года». Премьер-министр Карим Масимов, в свою очередь, заявил о готовности правительства оперативно оказывать поддержку предприятиям, но подчеркнул, что в долгосрочной перспективе компании должны самостоятельно повышать свою конкурентоспособность, поскольку бюджетная поддержка всех предприятий невозможна.
После девальвации тенге некоторые дилеры временно приостановили продажи, а обновленные прайс-листы с новыми ценами появились через 2-3 дня, демонстрируя подорожание новых автомобилей на 5-30%.
ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан», крупнейший отечественный автопроизводитель, повысил цены на новые модели Chevrolet, Kia и Skoda 2015 года выпуска, производимые в Усть-Каменогорске, более чем на 30%. Однако, это изменение не затронуло автомобили предыдущих годов выпуска, находящиеся на складах. Компания «Астана Моторс» установила внутренний курс в 200 тенге за доллар для автомобилей Hyundai и Subaru. «Автоцентр Бавария», официальный импортер BMW и MINI, сообщил, что стоимость будет рассчитываться по официальному курсу евро к тенге на день покупки. В Toyota Center Almaty цены были изначально зафиксированы в долларах, поэтому в тенге была произведена лишь корректировка по текущему курсу, без изменения фактических цен на имеющиеся авто. Стоимость автомобилей Volkswagen 2015 года выпуска увеличилась на 5-10%. ТОО «Allur Auto Almaty» временно сохранила прежние цены на легковые автомобили Peugeot и SsangYong, а также на Mitsubishi, хотя корректировка цен на последние ожидается в сентябре.
В то же время, глава Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрей Лаврентьев на брифинге 26 августа 2015 года заявил, что цены на новые автомобили, произведенные в Казахстане, не должны расти, поскольку их производство не зависит от колебаний курса тенге. «Ассоциация ведет постоянный мониторинг цен у официальных дилеров, и на данный момент существенных изменений стоимости новых автомобилей не наблюдается», — подчеркнул Лаврентьев, опровергнув информацию о приостановке продаж. Он уточнил: «Сведения о прекращении продаж такими компаниями, как «Астана моторс» и Allurgroup, не соответствуют действительности, продажи продолжаются. В рамках государственной программы через банки второго уровня для развития отрасли было выделено 15 миллиардов тенге, и по всем госпрограммам цены на эти автомобили остаются без изменений». Незначительное повышение цен на 5-6% Лаврентьев объяснил отменой сезонных летних скидок.
Согласно отчету аналитиков АКАБ, за январь-июль 2015 года было продано 61 803 автомобиля, что на 33% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В денежном выражении рынок новых автомобилей за этот период сократился почти на 36% до $1340 миллионов. Доля отечественных производителей составила $249,1 миллиона против $455,9 миллиона годом ранее, а доля импортеров — $1084,5 миллиона против $1627,5 миллиона в 2014 году.
Эдуард Эдоков заключил: «Спрос на новые автомобили упал более чем на 30% и, по моим прогнозам, будет продолжать снижаться до конца года. Вторичный рынок авто не демонстрировал активности и до ослабления тенге, а теперь предпосылок для его оживления тем более нет».

