Казахстанские компании, тесно связанные с внешними рынками, с тревогой следят за динамикой национальной валюты. Они вынуждены вносить коррективы в свои операционные процессы и пересматривать стратегические планы развития бизнеса. Это обусловлено тем, что власти признали долгосрочный характер текущего кризиса.
Общеизвестно, какие секторы экономики выступали за девальвацию. Издание «Капитал.kz» провело анализ, чтобы определить, на какие отрасли обесценение тенге окажет наиболее негативное влияние.
Основной удар придется на не продовольственный ретейл, в частности, на компании, занимающиеся реализацией импортной бытовой и другой техники в Казахстане. Это объясняется тем, что практически вся подобная продукция поступает из-за рубежа. Цены от зарубежных поставщиков растут, а контракты с большинством мировых вендоров номинированы в иностранной валюте.
Следующим в списке уязвимых секторов является телекоммуникационный рынок, также сильно зависимый от импорта оборудования и комплектующих. Транспортный сектор, включающий автомобильные и авиаперевозки, напрямую ощущает влияние валютных колебаний. Компании этой сферы несут валютные расходы на лизинг и техническое обслуживание воздушных судов, что ставит их под угрозу значительных убытков.
Экономист Жарас Ахметов отмечает: «В первую очередь пострадают те предприятия, которые имеют высокий процент импортных материалов и комплектующих. Также негативное воздействие испытают компании, осуществляющие реконструкцию и модернизацию производства, поскольку оборудование у нас преимущественно импортное. Для таких компаний следует ожидать увеличения издержек и возможной потери рынков сбыта».
Таким образом, под ударом оказываются производители высокотехнологичной продукции, которые импортируют значительные объемы станков и комплектующих, а также зависят от иностранных технологий.
Согласно официальной статистике, объем импорта потребительских товаров в Казахстан почти вдвое превышает экспорт. К основным группам товаров, где ресурсы в значительной степени формируются за счет импорта, относятся производство автомобилей (в среднем 91%), бытовая и электротехника (практически 100%) и производство одежды (около 90%). Ситуация с производством пищевых продуктов выглядит более оптимистично: импорт мяса птицы составляет лишь 17%, ликеро-водочных изделий – 9,1%, а муки – незначительные 0,2%.
В группу риска также входят компании отечественного автопрома: их расходы формируются в валюте, тогда как доходы поступают в тенге. Из-за незначительного роста уровня локализации производства, стоимость автомобилей по-прежнему сильно зависит от валютного курса. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), отечественный рынок сократился на 31% в годовом исчислении. Предполагается, что девальвация тенге приведет к еще большему падению в автопроме. В качестве примера можно вспомнить результаты 2014 года, когда после февральской девальвации отечественные автокомпании были вынуждены скорректировать свои планы продаж в сторону уменьшения.
«На автомобильном рынке ситуация достаточно предсказуема. Компании, которые приобретают автомобили за иностранную валюту, естественно, будут повышать цены, ориентируясь на текущий курс», – комментирует Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза.
В транспортном секторе авиакомпании также рискуют оказаться в убытке, поскольку большинство их операций осуществляется в валюте. Такие статьи расходов, как техническое обслуживание воздушных судов и приобретение оборудования, чаще всего оплачиваются в долларах. Из-за девальвации компании пересматривают цены на авиабилеты, стремясь таким образом компенсировать часть возросших расходов, связанных с укреплением доллара по отношению к тенге.
По мнению Антона Сороко, аналитика инвестиционного холдинга «Финам», падение на сырьевых рынках свидетельствует о том, что это не кратковременная коррекция, а значительный период низких ценовых уровней. «Поэтому всем предприятиям и компаниям придется адаптироваться к новым рыночным реалиям. Лидирующие позиции займут те, кто быстрее других сможет приспособиться к новым условиям игры, перестроив структуру как операционных издержек, так и долговых обязательств, а также географию продаж», – считает он.
Ключевыми и постоянными проблемами для казахстанской промышленности остаются неблагоприятные условия для внешнеторговых операций, о чем свидетельствует рейтинг Doing Business, где Казахстан занимает 185-е место из 189. Жарас Ахметов также указывает на низкую доступность финансирования и значительную долю государства в экономике как факторы, напрямую влияющие на текущую ситуацию.
«Девальвация не решает ни одну из этих проблем. Для сырьевого сектора сегодня более важными являются мировые цены на их продукцию, чем курс тенге. По большому счету, у наших компаний эффективных инструментов нет. Они будут вынуждены сокращать производство», – резюмирует Жарас Ахметов.

