Вход

Аблай Мырзахметов: Не стоит опасаться ослабления тенге

25 августа 2015 12:38

Аблай Мырзахметов: Не стоит опасаться ослабления тенге

Председатель правления Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен» Аблай Мырзахметов прокомментировал свою принципиальную позицию относительно введения свободно плавающего курса тенге, которое состоялось 20 августа. По его мнению, ослабление национальной валюты по отношению к доллару является вынужденной, но необходимой мерой, способной оказать положительное влияние на экспортно ориентированные предприятия. Мырзахметов подчеркнул, что, приняв решение об отпуске тенге в свободное плавание, правительство и Национальный банк прислушались к запросам и сигналам, поступающим от отечественного бизнес-сообщества.

Ранее корреспондент центра деловой информации Kapital.kz обратился к Аблаю Мырзахметову с вопросом о том, насколько НПП «Атамекен» удовлетворен текущим курсом, поскольку существуют предположения о возможном вмешательстве Национального банка в процесс его формирования, что ставит под сомнение истинную «свободу» плавания. Также был задан вопрос о выгоде для предпринимателей повышения курса доллара до 300 тенге и выше, и о намерениях НПП лоббировать дальнейшее ослабление национальной валюты.

В ответ на эти вопросы Аблай Мырзахметов пояснил, что правительство и Национальный банк, принимая данное решение, безусловно, учитывали предложения НПП. Задача Палаты заключалась в том, чтобы аргументированно донести до государственных органов важность и актуальность этой идеи. Он отметил, что, хотя представители «Атамекен» не участвовали в прямых консультациях по выбору конкретного механизма (будь то инфляционное таргетирование или фиксированный коридор), их информация была учтена. Мырзахметов убежден, что затягивание ситуации с искусственным удержанием тенге привело бы к концу года к остановке производства во многих секторах экономики, в частности, в птицеводстве и масложировой отрасли, с последующим распространением проблем на другие сферы.

Глава НПП также обратил внимание на парадоксальную ситуацию, сложившуюся на валютном рынке. После объявления о свободно плавающем курсе тенге, на фоне снижения мировых цен на нефть до 45-48 долларов за баррель и дальнейшего ослабления российского рубля до 70 рублей за доллар, казахстанская валюта демонстрирует укрепление. По его мнению, такая картина может иметь два объяснения: либо имеет место внешнее вмешательство в процесс свободного курсообразования тенге, либо в стране наблюдается дефицит тенговой ликвидности. То есть, предложение иностранной валюты присутствует, но не хватает тенге для ее покупки, что может вызывать незначительные колебания курса. Этот процесс Мырзахметов назвал не вполне рыночным и ясным.

«Мы сейчас переходим к новой политике, и понятно, что всем необходимо психологически адаптироваться: многие, возможно, придерживают тенге, кто-то накопил иностранную валюту и все пытаются предугадать дальнейшее поведение валютных качелей. Это нормальное психологическое, хоть и нервозное состояние», – подчеркнул Аблай Мырзахметов.

По его словам, для НПП не существует какого-либо «выгодного» курса, поскольку курсовая политика не является основной миссией палаты предпринимателей. В период, предшествовавший объявлению о свободном плавании тенге, «Атамекен» больше беспокоили последствия диспаритета тенге и ухудшения мировой конъюнктуры рынка энергоносителей, включая проблемы, связанные с дешевым российским импортом, сжатием нефтесервиса, а также трудности на производствах, подобных «Арселор Миттал».

«НПП не выступает за какой-то определенный курс национальной валюты; пусть рынок сам его определяет. В этом отношении показателен и поучителен пример нашего нового партнера по ЕАЭС – Кыргызстана, который оперативно сориентировался на рынке и по «горячим следам» плавающего тенге девальвировал свой кыргызский сом на 50 %. Это означает, что они видят свою конкурентоспособность в постоянном обеспечении значительных конкурентных преимуществ для своих экспортеров через гибкий курс национальной валюты. Чтобы было выгоднее продавать свои товары Казахстану и России как основным союзникам по ЕАЭС. Они выбрали такую экономическую политику, которая максимально ориентирована на извлечение выгод и преимуществ от участия их страны в Евразийском экономическом союзе. Нам тоже не помешает учесть прагматичный кыргызский подход», – разъяснил Аблай Мырзахметов.

Председатель НПП считает, что ослабленный тенге, безусловно, способствует повышению экспортоориентированности экономики. Это факт, которого не следует опасаться. На самом деле, решение о переходе к свободному плаванию тенге назрело давно, и многие эксперты осознавали его актуальность, однако вопрос заключался в сроках реализации. Произошла затяжка в воплощении этой меры. Если бы изменения на валютном рынке были объявлены в начале года, можно было бы постепенно регулировать коридор, и к сегодняшнему дню мы бы пришли к оптимальному курсу, к которому все психологически привыкли. Как предположил Мырзахметов, возможно, этот оптимальный курс сейчас составлял бы 250 или 260 тенге за доллар. Однако, по его словам, ситуация была «передержана», и сейчас пришлось прибегнуть к более радикальным рыночным реформам.

Мырзахметов признал, что НПП «Атамекен» лоббирует интересы своих членов, но они представляют собой предпринимателей из совершенно разных отраслей бизнеса, и среди них также нет единства по вопросу ослабления курса тенге. Глава НПП привел в пример строительный сектор, который уже просит провести индексацию потерь. Строительные компании зависят от коммерческого рынка жилья, который в настоящее время переживает спад из-за отсутствия ипотечного кредитования, что вынуждает их работать преимущественно за счет госпрограмм. В госпрограммах же цены фиксированы, формируясь из базовых цен начала 2000-х годов с учетом коэффициента инфляции.

«Как им сейчас быть, когда у них в производстве также заложена импортная составляющая?! Единственное, что успокаивает, так это то, что, по сведениям Министерства инвестиций и развития, более 70 % стройматериалов для отечественных стройплощадок производится именно в Казахстане. Это хорошо. Но импорт все равно присутствует», – отметил Аблай Мырзахметов.

По его словам, НПП, хоть и защищает интересы своих членов, однако при этом придерживается аргументированного подхода, избегая давления или использования иных мер, запрещенных законом.

Тем временем, корреспондент центра деловой информации Kapital.kz задал Мырзахметову еще один вопрос, касающийся объявленной полтора месяца назад реорганизации в НПП «Атамекен» через сокращение и оптимизацию кадров: «Не будет ли пересмотрено это решение в связи с вновь складывающейся ситуацией, не будет ли отменена оптимизация персонала НПП «Атамекен»?»

«Нет, мы не собираемся существенно менять планы. Как мы и договаривались, до конца года будем проводить оптимизацию. Это никак не связано с происходящими на рынке процессами, просто мы прожили определенный период, проанализировали свою деятельность и решили сконцентрироваться на дополнительных задачах», - пояснил Мырзахметов.

Как отметил председатель правления НПП, в Нацпалате более 40 департаментов, треть из которых являются отраслевыми. Их планируется максимально делегировать ассоциациям. Таким образом, Нацпалата начнет разгружаться и расчищать для себя площадку для занятия системными вопросами – налоговой реформы, интеграционных процессов, проблематикой увеличения местного содержания, сервисной поддержки бизнеса, правовой поддержки предпринимателей и т.д.

«Это связано со структурными изменениями в деятельности Нацпалаты. Притом, что те 100 человек, которые по плану мы должны оптимизировать, не уйдут в никуда. Они перейдут в ассоциации, которые начнут действовать в автономном режиме, что заметно усилит их роль и окажется полезным как для самих ассоциаций, так и для их новых работников», - подытожил Мырзахметов.

Источник