В Казахстанском центре государственно-частного партнерства (ГЧП) в Астане состоялась важная встреча с представителем южнокорейской компании GS Engineering & Construction (GS E&C), входящей в состав крупного конгломерата GS Group. Отметим, что GS E&C ранее функционировала под наименованием LG Engineering & Construction.
Представители GS E&C выразили значительный интерес к проекту строительства и последующей эксплуатации линии легкорельсового транспорта (ЛРТ) в Алматы. Этот амбициозный проект, известный как LRT Almaty, призван улучшить транспортную доступность, соединив западные районы южной столицы Казахстана с центральной частью города. Проект предусматривает использование современных трамваев, которые будут интегрированы с существующей линией метро и будущими скоростными автобусными маршрутами (BRT), создавая единую мультимодальную транспортную систему.
Общая протяженность планируемой линии ЛРТ превышает 22 километра. Маршрут легкорельсового транспорта в Алматы проляжет от западного автовокзала (расположенного к северу от микрорайона «Калкаман») через проспект Райымбека, улицы Момышулы, Толе би, Панфилова, Макатаева и Жетысускую. Изначально запуск эксплуатации был намечен на 2018 год.
Как сообщили в центре ГЧП, данный проект был инициирован в 2013 году, и с тех пор ведется последовательная работа по его реализации. На текущий момент большинство консультантов уже подписаны, а к концу текущего года ожидается завершение разработки структуры проекта. Опыт подготовки Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД) будет использован для структурирования проекта скоростного трамвая. В следующем месяце центр ГЧП планирует провести дополнительную презентацию в Сингапуре, чтобы привлечь более широкий круг потенциальных инвесторов.
Живой интерес со стороны GS E&C, которую на презентации в Астане представлял Чжи Хун Ким, не случаен. Он является результатом первого раунда переговоров по привлечению инвестиций в инфраструктурные проекты Казахстана в рамках ГЧП, включая проект ЛРТ Алматы, который недавно прошел в Сеуле. Среди участвовавших инвесторов были и представители южнокорейской компании, что и привело к их визиту в Казахстан.
Галымбек Мамраев, заместитель председателя правления Казахстанского центра ГЧП, подчеркнул, что проект скоростного трамвая для Алматы в значительной степени (до 90%) использует существующую городскую инфраструктуру, в частности, трамвайные пути и ветки, проходящие с верхней части города вниз и по улице Толе би. Это означает, что не предвидится значительных затрат на создание новой капитальной инфраструктуры, однако инвестиции потребуются для приобретения нового подвижного состава, строительства современного депо, обустройства дополнительных станций и расширения существующих трамвайных веток.
«Основная цель проекта — обеспечить эффективную интеграцию алматинского метро с будущей системой ЛРТ, а затем объединить обе эти системы с сетью скоростных автобусов (BRT). Вся эта интегрированная транспортная структура призвана функционировать как единый, бесперебойный организм», — пояснил Галымбек Мамраев. Он также заверил, что новые трамваи системы ЛРТ будут отличаться высоким уровнем комфорта и вместительностью.
Точные сроки запуска проекта в центре ГЧП пока не называют, поскольку необходимо провести конкурс по выбору партнера. В ходе конкурсных процедур возможны корректировки или продления сроков. Тем не менее, предварительный план предусматривает проведение конкурса в следующем 2016 году, после чего система ЛРТ может быть введена в эксплуатацию в Алматы в период 2017-2018 годов. Ориентировочная стоимость проекта оценивается в диапазоне от 400 до 500 миллионов долларов США.
По словам Галымбека Мамраева, решение об активизации продвижения проекта ЛРТ в Алматы было принято после успешных переговоров в Сеуле. На этих переговорах потенциальные инвесторы, включая компании из Западной Европы, Северной Америки и Азии, проявили интерес к ряду инфраструктурных проектов Казахстана. Ключевые производители подвижного состава и легкорельсового транспорта, такие как Bombardier, General Electric и LG, традиционно расположены в этих регионах. Однако на данный момент наиболее активный интерес к сделке демонстрирует именно южнокорейская GS Engineering & Construction.

