В современных условиях почтовая логистика играет ключевую роль в развитии электронной коммерции, обеспечивая своевременную доставку заказов, прозрачность процесса через системы отслеживания, эффективный возврат товаров, сохранность отправлений и конкурентоспособные тарифы. Казахстанский рынок дистанционных продаж развивается ускоренными темпами, что обуславливает необходимость совместного поиска оптимальных путей его дальнейшего роста.
Для обсуждения этих и других актуальных вопросов, касающихся взаимодействия электронной коммерции и почтовых логистических операторов, ежегодно проводится международная конференция «Торговая миссия в Казахстане». «Это мероприятие является не только превосходной площадкой для анализа текущего состояния рынка, но и для выработки взаимовыгодных решений по сотрудничеству, а также для поиска новых способов интеграции в международные процессы e-commerce», – отметил на открытии конференции Багдат Мусин, председатель правления АО «Казпочта».
По мнению Ермека Баймуханова, директора филиала EMS Kazpost, партнерство рынка электронной коммерции с национальным почтовым оператором предоставляет значительные преимущества. АО «Казпочта» обладает широкой международной сетью, охватывающей более 130 стран, развитым международным авиа- и магистральным сообщением, располагает 3300 почтовыми отделениями по всей территории Казахстана и собственным автопарком. Компания активно работает над созданием логистических хабов на внешних рынках, ведя переговоры с почтовыми администрациями Вьетнама, Катара, России, Китая, ОАЭ и Турции с целью формирования более экономичных каналов доставки.
Айнур Ахметов, директор департамента логистики АО «Казпочта», сообщил, что объем входящих международных почтовых отправлений в Казахстан и транзитных грузов вырос на 14% в 2014 году, достигнув 6 миллионов 656 тысяч единиц. Транзит почтовых отправлений из КНР по маршруту Хоргос – Оренбург увеличился на 70% по сравнению с 2013 годом, что эквивалентно восьмикратному росту, составив 1 миллион 989 тысяч килограммов. В трансграничной торговле Казахстана лидирующие позиции по приросту занимают Китай (+137%), Швейцария (+88%), Швеция (+57%), Сингапур (+22%) и Германия (+16%). Однако наблюдается сокращение объемов в части стран СНГ.
В сфере внутренней логистики в 2014 году активно использовались 15 железнодорожных, 66 авиационных и 8 автомобильных маршрутов. Общий объем перевезенных грузов в 2014 году превысил 37 тысяч тонн, показав рост на 3% по сравнению с предыдущим годом. При этом доля перевозок железнодорожным транспортом сократилась с 94% до 85% и, по прогнозам, продолжит снижаться.
Господин Ахметов также рассказал о ряде проектов, нацеленных на повышение эффективности логистических процессов. Первый проект – это внедрение системы мониторинга автотранспорта: 898 единиц техники оснащаются GPS-трекерами для контроля маршрутов. Второй проект, стартовавший в ноябре прошлого года, предусматривает перевод транспортных средств на газовое топливо; к настоящему моменту переоборудовано 320 единиц, которые начнут эксплуатироваться с 1 марта. Оба проекта направлены на оптимизацию операционных расходов. Третий проект – запуск автоматизированной линии для сортировки посылок в информационно-логистическом центре Алматы, что позволит повысить скорость обработки отправлений на 30%.
Кроме того, реализуются проекты по установке видеокамер в почтовых вагонах для обеспечения сохранности посылок и оптимизации загрузки, а также по созданию собственной сети постаматов. К концу 2015 года планируется установка 100 постаматов в более чем 20 городах Казахстана. Все перечисленные инициативы призваны улучшить качество и скорость доставки, а также сократить издержки.
Рассматривая тенденции в трансграничной электронной торговле и логистике в глобальном контексте, отмечается, что европейские потребители предпочитают покупать товары в Германии, Великобритании и США, в то время как жители Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и развивающихся стран чаще заказывают товары из США и Китая. Таким образом, США, Китай и Великобритания являются тремя наиболее популярными направлениями для трансграничной торговли.
Татьяна Любимова, генеральный директор «DHL Россия», ссылаясь на прогнозы PayPal, заявила о возможном росте выручки от трансграничной торговли среди крупных игроков до 230 миллиардов евро к 2018 году. Ожидается, что более половины этой суммы будет приходиться на Китай. В то время как позиции США в трансграничной торговле остаются сильными, Китай демонстрирует уверенный рост, и к 2018 году его доля в общей выручке трансграничной электронной коммерции, по прогнозам, превысит 50%, опередив США, которые займут второе место.
«Трансграничная торговля и глобализация неразрывно связаны. Мировой рынок торговли во многом является результатом этого взаимодействия. Глобализация способствует укреплению как экономических, так и социально-культурных связей между странами и компаниями, предоставляя потребителям больший выбор и возможности для сравнения. Роль логистики заключается в обеспечении связи между всеми звеньями цепочки поставок. От ее эффективности во многом зависит финансовая результативность участников процесса, которая в конечном итоге служит основным ориентиром и показателем успешности бизнеса», – подчеркнула Татьяна Любимова.
Эффективная логистическая среда стимулирует конкурентоспособность стран и является ключевым фактором развития глобализации. В России за последние 12 месяцев уровень проникновения дистанционной торговли существенно возрос, среднее количество заказов в рамках трансграничной торговли составило 6,8 на человека в год. Этот показатель свидетельствует о высокой востребованности трансграничной торговли не только внутри России, но и в рамках Таможенного союза, особенно в Казахстане. Совокупный рынок России и Казахстана занимает более значительный объем по сравнению с основными европейскими странами.
Возникает интересная ситуация: для граждан Казахстана покупки в России экономически выгодны. Однако существует проблема недостаточного развития почтового экспорта из РФ из-за многочисленных ограничений, при этом импорт из Китая осуществляется гораздо проще. Эксперты отмечают, что ведется работа по устранению этих барьеров для упрощения экспорта из России, что позволит свободно перемещать большие объемы товаров в Казахстан.
«Стоимость логистики составляет значительную часть затрат, но крайне важно соблюдать баланс между ее эффективностью и стоимостью. Превалирующим аспектом является не столько цена, сколько качество предоставляемой конечной услуги за эту цену, и насколько это соответствует операционной бизнес-модели конкретного интернет-магазина. Если логистика обеспечивает рентабельность бизнеса интернет-магазина, способствует получению прибыли, сохранению лояльности клиентов и росту продаж, то это и есть основная цель, к которой должны стремиться все почтово-логистические компании», – заключила Татьяна Любимова.

