Недавние драматические события в финансовом секторе России, усугубленные стремительным падением мировых цен на нефть, вызвали ряд тревожных оценок и прогнозов, затрагивающих не только экономику соседнего государства, но и Казахстана.
Тем не менее, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выразил уверенность в том, что у граждан нет причин для беспокойства по поводу ситуации с российским рублем. На встрече с представителями СМИ глава государства подчеркнул: «В Казахстане мы живем на тенге, приобретаем продукты и одежду, передвигаемся – все за тенге. Зачем волноваться? Мы обеспечим внутреннюю стабильность и все социальные выплаты».
Президент также сообщил, что Казахстан располагает четким планом действий даже в случае снижения мировых цен на нефть до 40 долларов за баррель. «Пусть жители Казахстана будут спокойны. У нас разработаны планы на случай цены нефти в 70, 60, 50 и 40 долларов. И этот план, как говорится, лежит у меня под сукном. Почему я могу говорить об этом с такой уверенностью? У нас есть для этого резервы, предназначенные для такого «черного дня», которые смогут поддержать население и не допустить ухудшения их уровня жизни. То есть, пусть они будут спокойны», — отметил Нурсултан Назарбаев.
Даже при рассмотрении наихудших сценариев развития событий, прогнозы авторитетных международных финансовых организаций для экономики Казахстана на ближайшие годы остаются относительно оптимистичными. Так, в заключительном заявлении миссии Международного валютного фонда (МВФ), опубликованном в начале декабря, экономический рост Казахстана в 2015-2016 годах прогнозируется на уровне 4,5-5,5%. Этот прогноз сделан с учетом предположения о сохранении низких мировых цен на нефть, замедленной динамики мировой экономики и не скорого ввода в эксплуатацию нефтяного месторождения Кашаган.
В этот период государству придется значительно увеличить объем бюджетной поддержки, поступающей из средств Национального фонда и многосторонних банков развития (МБР), доведя ее до 7% от ВВП. Подобная поддержка, согласно заявлению МВФ, позволит укрепить экономический потенциал страны за счет модернизации инфраструктурных объектов, стимулирования частного сектора и активизации финансового сектора. Последнее направление требует от Национального банка дальнейшего совершенствования основ денежно-кредитной политики и операционной деятельности. Среди ключевых задач – принятие принципов таргетирования инфляции, включая введение новой ключевой ставки Национального банка с переходом к более выраженным колебаниям обменного курса в рамках расширенного коридора.
По мнению МВФ, властям Казахстана также предстоит продолжить работу по улучшению делового климата, созданию новых рабочих мест, развитию человеческого капитала и укреплению институциональной базы, одновременно сокращая государственное вмешательство в экономику. Начало функционирования Евразийского экономического союза, членом которого является Казахстан, отмечают в МВФ, совпадает с завершением процесса вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) и расширением ее сотрудничества с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Официальный прогноз правительства Казахстана предусматривает рост ВВП в следующем году на 4,8% (вместо ранее ожидавшихся 5%), а в период с 2016 по 2019 годы экономический рост ускорится до 5,3-6,7%. Эксперты агентства FitchRatings, хоть и не столь оптимистичны, но и в их прогнозах динамика реального ВВП Казахстана в 2014-2016 годах, несмотря на замедление, остается относительно высокой – около 4% ежегодно. Для сравнения, МВФ прогнозирует глобальный экономический рост в следующем году на уровне 3,8%.
В свете резкого ослабления российского рубля и новой волны слухов о возможной девальвации тенге, стоит напомнить о заявлении Юхи Кяхконена, заместителя директора департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ, который представил региональный обзор в Алматы. По его мнению, Национальный банк в настоящее время вполне способен управлять обменным курсом казахстанской валюты, избегая «нового стресса». Председатель Национального банка Кайрат Келимбетов также подчеркивал, что даже среднегодовая цена нефти марки Brent в 60-70 долларов за баррель не является критичной для изменения политики обменного курса. Кроме того, прямая корреляция между тенге и рублем, наблюдавшаяся в предыдущие пять лет, сейчас отсутствует, поскольку российская экономика находится в ином положении из-за введенных против нее санкций и эмбарго на импорт продовольствия.
Агентство Bloomberg также приводит мнения аналитиков американского банка Morgan Stanley, Джейкоба Нелла и Алины Слюсарчук, которые полагают, что Казахстан имеет не только более устойчивую финансовую ситуацию, но и лучшие перспективы развития нефтяной отрасли. Соответственно, тенге должен постепенно укрепляться по отношению к российскому рублю.
Вице-министр национальной экономики Мадина Абылкасымова сообщила, что в ближайшее время может быть увеличен максимальный объем государственной гарантии по депозитам населения, который сейчас составляет 5 миллионов тенге. Над этими мерами работает специальная рабочая группа, включающая представителей экономического блока министерств и Национального банка, целью которой является разработка комплекса мер по предотвращению негативного влияния ситуации вокруг России и в целом в мире на казахстанскую экономику.
Что касается цен на нефть, то конец прошлой недели принес приятный сюрприз: в пятницу, 19 декабря, они подорожали сразу на 5%. Аналитики предположили, что некоторые трейдеры решили зафиксировать прибыль по коротким позициям после того, как мировые цены достигли минимального уровня с 2009 года. Это означает, что уровень в 60 долларов за баррель вполне может оказаться тем самым «дном», оттолкнувшись от которого рынок начнет восходящее движение, что повлечет за собой положительные последствия для экономики Казахстана.