В ходе бизнес-программы международной выставки моды Central Asia Fashion Autumn 2014 эксперты обсудили динамику развития рынка одежды в Казахстане, сосредоточив внимание на его готовности к приходу премиальных брендов. Инна Апенко, директор сети магазинов Mimioriki, отметила, что средний чек на покупку одежды в стране колеблется от 150 до 500 долларов США на человека и демонстрирует ежегодный рост. Этот показатель, по ее мнению, свидетельствует о зрелости казахстанского рынка и его потенциале не только для товаров масс-маркета, но и для сегмента люкс.
"Открытие Esentai Mall в прошлом году, представившего внушительный перечень люксовых брендов, является ярким подтверждением того, что казахстанский рынок достиг определенного уровня готовности для работы с более дорогостоящими сегментами, чем привычный масс-маркет", — подчеркнула Апенко.
Однако, Виктория Плотницкая, возглавляющая направление потребительских исследований в Neilsen Kazakhstan, выразила некоторую осторожность относительно столь активного выхода игроков сегмента luxury на казахстанский рынок. "Факты говорят сами за себя, но нам, экспертам, пока не совсем очевидно, насколько оправдан этот выбор. Возможно, зарубежные компании поспешили с выводами и переоценили потенциал нашего рынка? Этот вопрос остается открытым", — прокомментировала г-жа Плотницкая.
Тем не менее, обозначенные тенденции служат мощным стимулом для ритейлеров к ускоренному развитию. По словам Инны Апенко, такое развитие обязывает к повышению уровня сервиса и совершенствованию мерчендайзинга. "Уверена, что казахстанские потребители уже ощутили эти изменения. Теперь нашим ритейлерам и байерам нет необходимости ездить за границу в поисках новинок — иностранные игроки приходят к нам сами", — добавила она.
На текущий момент казахстанский рынок одежды на 95% состоит из импортных товаров, и лишь 5% приходится на продукцию отечественного производства. В структуре импорта лидирует Китай с 42%, за ним следуют Турция (11%), Италия (7%), Индия (5%) и Россия (35%).
Казахстанский рынок признан одним из наиболее привлекательных для европейских игроков благодаря своей активной динамике роста, в то время как европейский рынок одежды демонстрирует стагнацию или даже отрицательную динамику.
Современная fashion-индустрия развивается с беспрецедентной скоростью. Если раньше за сезон создавалось от 2 до 4 коллекций, то сегодня этот показатель составляет 6-8 коллекций за полгода. Прогнозируется, что в ближайшем будущем этот темп ускорится до 10-12 коллекций за два месяца.
"Чтобы соответствовать этим темпам, необходимо максимально использовать потенциал интернета, обеспечивая круглосуточную доступность покупок. В Европе доля онлайн-продаж достигает порядка 30% от общего объема. Многие электронные платформы предлагают виртуальные примерочные, позволяя покупателям 'примерить' одежду, загрузив свое фото. Современный потребитель стремится совершать покупки в удобное для него время, а не в часы работы магазина", — отметила Инна Апенко.
По ее мнению, традиционные рекламные методы утрачивают свою эффективность. В условиях быстрого развития интернет-технологий наиболее продуктивными становятся стратегии продвижения через социальные сети. Соцсети позволяют клиентам глубже изучать продукт, оперативно отслеживать новые коллекции и поддерживать прямой контакт с представителями брендов.
Анализируя актуальные тенденции fashion-ритейла в Казахстане, Апенко подчеркнула, что игрокам рынка следует готовиться к увеличению доли покупателей старше 50 лет. В Европе, например, эта категория уже составляет 40% от общего числа потребителей. Эта аудитория обладает более высоким доходом и сформировавшимися предпочтениями в моде, что требует от ритейлеров предложения товаров и сервиса более высокого качества.
Еще одним значимым фактором, влияющим на структуру рынка одежды как в Европе, так и в Казахстане, является рост среднего возраста женщин, впервые становящихся матерями – сейчас это 30 лет и более.
"Этот аспект создает определенные риски для мирового рынка детской одежды. Однако в Казахстане такая угроза пока не актуальна. Женщины, даже если и рожают позже, зачастую имеют нескольких детей. В европейских странах вы не найдете такого обилия монобрендовых магазинов детской одежды, как у нас. Иногда даже кажется, что их количество избыточно", — рассказала г-жа Апенко. Она также указала на то, что позднее рождение ребенка часто сопряжено с более высоким доходом родителей, которые, как правило, ориентированы на покупку товаров премиум-класса для детей. Эта ниша также представляет интерес для ритейлеров.
По данным компании Neilsen Kazakhstan, портрет ключевого потребителя рынка одежды в Казахстане выглядит следующим образом: это женщина старше 25 лет, ценящая деньги, работающая, замужняя, воспитывающая одного ребенка. Она отдает предпочтение брендам, предлагающим оптимальное соотношение цены и качества. Для нее важны комфорт одежды и высокий уровень обслуживания при выборе товара. Как правило, она совершает покупки в торговых центрах и моллах, стремясь сэкономить время в условиях плотного рабочего графика и иметь возможность приобрести все необходимое в одном месте.

