В Казахстане ущерб от налоговых преступлений превысил 116 млрд тенге на фоне налоговых реформ
24 сентября 2014 19:35
Власти Казахстана активно продвигают либеральные реформы в области налогового законодательства, стремясь создать более благоприятные условия для бизнеса и привлечения инвестиций, а также снизить административную нагрузку на предпринимателей. Эти инициативы, по словам вице-министра финансов Ардака Тенгебаева, уже привели к заметным успехам в либерализации налоговых проверок. Основной акцент в администрировании переносится с традиционных всеобъемлющих проверок на более точечный камеральный контроль, основанный на тщательном анализе рисков. Эта методика позволяет не только оптимизировать процесс, но и минимизировать вмешательство в деятельность добросовестных налогоплательщиков. В 2013 году важным шагом стала централизация проверочных мероприятий на областном уровне, что позволило значительно сократить общее количество проводимых проверок, тем самым снизив нагрузку на субъекты предпринимательства.
Положительную динамику в улучшении взаимодействия налоговых органов с общественностью и бизнесом подтверждают и независимые исследования. Налоговая ассоциация Казахстана на протяжении пяти лет регулярно проводит оценку качества оказываемых налоговых услуг. Согласно последним опубликованным данным, 87% представителей бизнес-сообщества и 86% населения выразили удовлетворенность качеством предоставляемых налоговых услуг. Это является весьма существенным улучшением по сравнению с показателями 2007 года, когда аналогичные цифры составляли всего 41,6% для бизнеса и 51,3% для населения, что свидетельствует о проделанной работе и меняющемся отношении к налоговой системе.
Однако, несмотря на все усилия по либерализации и улучшению администрирования, проблема уклонения от уплаты налогов остается одним из серьезнейших вызовов для экономики страны. За последние два с половиной года в Казахстане было выявлено 1,3 тысячи налоговых преступлений, а общий ущерб, нанесенный государству в результате этих незаконных действий, превысил 116 миллиардов тенге. Как подчеркнула Майкен Базгенова, начальник управления департамента по раскрытию экономических преступлений, уклонение от уплаты налогов не только напрямую причиняет миллиардные убытки государственному бюджету, но и активно способствует расширению масштабов теневого сектора экономики. В качестве наглядных примеров она привела 45 уголовных дел, возбужденных по фактам ложного банкротства, а также 32 дела, касающиеся незаконного возмещения НДС из бюджета, зафиксированных только в 2013 году, общая сумма которых составила 322 миллиона тенге. В первой половине текущего года аналогичные преступления были зафиксированы в 20 случаях, нанеся ущерб в размере 154,4 миллиона тенге.
М. Базгенова особо отметила, что одними лишь уголовно-правовыми мерами невозможно эффективно искоренить проблему теневой экономики. Для достижения устойчивого результата необходим системный и комплексный подход, затрагивающий различные аспекты государственного регулирования и контроля. В ответ на этот вызов был разработан Комплексный план по противодействию теневой экономике на 2014-2015 годы. Этот амбициозный план нацелен на создание прочных институциональных основ для экономического развития и, что крайне важно, на устранение коренных причин, которые побуждают предприятия и граждан уходить в «тень». Особое внимание в рамках плана будет уделено борьбе с лжепредпринимательством, в частности, путем введения ограничений на наличные расчеты и активного стимулирования использования безналичных платежей. Это, по словам Майкен Базгеновой, позволит существенно затруднить или полностью пресечь возможности для легализации доходов, полученных незаконным путем, и повысить прозрачность финансовых операций.
В продолжение этих инициатив, направленных на повышение прозрачности и эффективности налогового администрирования, правительство активно работает над созданием и внедрением метода ведения специального НДС-счета. Принцип его действия заключается в том, что для каждого налогоплательщика будет открыт отдельный банковский счет, который будет использоваться исключительно для операций по перечислению налога на добавленную стоимость. Согласно этой системе, поставщики при продаже товаров или услуг будут получать от покупателей денежные средства за сами товары/услуги, но сумма НДС будет перечисляться не им напрямую, а на этот специальный НДС-счет. Денежные средства, аккумулированные на таком счете, смогут быть использованы исключительно для расчетов по НДС с другими контрагентами или для перечисления в государственный бюджет. По информации Майкен Базгеновой, данный проект находится на стадии активной реализации и должен значительно упростить контроль за НДС.
Предполагается, что внедрение такой меры существенно упростит и оптимизирует процедуру налоговых проверок. В настоящее время, как отметил заместитель председателя Налогового комитета при Министерстве финансов РК Аргын Кыпшаков, проведение проверок, особенно в отношении крупных налогоплательщиков, требует привлечения значительного количества агентов и человеческих ресурсов. Это приводит к неоптимальному распределению имеющихся ресурсов, создает дополнительную и зачастую чрезмерную нагрузку на инспекторов, и, как следствие, негативно сказывается на качестве проводимых проверок. Г-н Кыпшаков также подчеркнул, что общее количество проверок остается неоправданно высоким: в прошлом году лишь 17% от общего числа проверок были плановыми, тогда как 83% проводились вне плана. Такая ситуация, по его словам, часто вынуждает проводить проверки «на скорую руку», без должной предварительной подготовки и глубокого анализа.
Для кардинального исправления текущей ситуации и снижения избыточной нагрузки на инспекторов Налоговый комитет предлагает инновационное решение – внедрение так называемого «е-аудита» (электронного аудита). По оценке Аргына Кыпшакова, применение электронного аудита станет эффективным инструментом, позволяющим создавать единый и универсальный документ, автоматически формируемый из данных интегрированной системы бухгалтерского учета налогоплательщика. Этот электронный файл будет содержать обширный объем данных о финансовой деятельности налогоплательщика, что существенно повысит прозрачность, точность и оперативность проверок. В настоящее время использование файла электронного аудита рекомендовано для повсеместного применения во всех налоговых органах.