Вход

Пенсионная реформа в Казахстане: Критическая оценка последствий объединения фондов

17 сентября 2014 16:05
Директор департамента исследований «HalykFinance» Сабит Хакимжанов высказал мнение, что предпринятое в Казахстане объединение пенсионных фондов привело к значительному регрессу в развитии национальной финансовой системы, отбросив ее на два десятилетия назад. В ходе своего выступления на конференции «TEDxAlmaty 2014» аналитик признал, что частные пенсионные фонды на протяжении многих лет демонстрировали невысокую доходность, однако он подчеркнул, что этому способствовали глубокие и объективные причины, коренящиеся в особенностях реализации реформ. Одной из фундаментальных проблем, по мнению Хакимжанова, стало незавершенное проведение пенсионной реформы в целом. В частности, в Казахстане так и не удалось сформировать зрелый и полноценный фондовый рынок, который является неотъемлемым элементом эффективной накопительной системы. Эксперт критически отметил, что инициатива «Народное IPO», призванная активизировать рынок капитала, была реализована несвоевременно – ее следовало провести значительно раньше, в период активной приватизации 1997 года, которая также не достигла своих первоначальных целей. Это упущенное окно возможностей имело долгосрочные негативные последствия для становления фондового рынка. Представитель «HalykFinance» также акцентировал внимание на серьезных ограничениях, которые накладывались на деятельность пенсионных фондов. Им была предоставлена крайне ограниченная свобода в выборе инвестиционных инструментов. Фондам разрешалось инвестировать только в те активы, которые правительство определяло как наименее рискованные, что, как правило, прямо коррелировало с их низкой доходностью. По убеждению аналитика, у пенсионных фондов фактически отсутствовала реальная возможность влиять на корпоративное управление компаний-эмитентов этих инструментов или на их развитие. Эта ситуация была обусловлена как жестким государственным регулированием деятельности фондов, так и спецификой всей законодательной среды, не способствовавшей гибкости и рыночной активности. Следующим значимым фактором, способствовавшим низкой доходности, эксперт назвал избранную инвестиционную политику. Пенсионные фонды были вынуждены направлять существенную часть своих активов, до 30-40% портфеля, в государственные ценные бумаги (ГЦБ), поскольку они традиционно воспринимались как абсолютно безрисковые активы. Однако, как напомнил Сабит Хакимжанов, в течение нескольких лет доходность от этих ГЦБ систематически оказывалась ниже уровня инфляции, что приводило к реальному обесцениванию накоплений. Такая инвестиционная стратегия неизбежно негативно сказывалась на общей доходности пенсионных фондов. Сегодня, судя по всему, правительство извлекает уроки из прошлых ошибок и рассматривает возможность пересмотра и диверсификации инвестиционного портфеля Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), стремясь повысить его эффективность. Изначально концепция пенсионной реформы опиралась на три фундаментальных принципа, или «трех китов». Первый предусматривал эффективное накопление пенсионных сбережений с последующим их инвестированием. Ключевым вопросом здесь являлось, куда именно будут инвестированы эти средства. Это подводит ко второму «киту» – необходимости создания мощного и прозрачного фондового рынка, на котором бы активно размещались ценные бумаги различных эмитентов. Пенсионные фонды при этом должны были стать главными и непосредственными участниками этого рынка, его движущей силой. «Для успешного формирования фондового рынка критически важны были хорошие эмитенты и высококачественные компании, однако таких предприятий на казахстанском рынке, к сожалению, было немного», – пояснил Хакимжанов. Третий «кит» заключался в проведении всеобъемлющей реформы приватизации, которая должна была создать базу для появления таких эмитентов. Тем не менее, по ряду объективных и субъективных причин, в стране не удалось на должном уровне развить ни фондовый рынок, ни в полной мере осуществить приватизацию. Сабит Хакимжанов высказал предположение, что правительство в определенный момент проявило нерешительность, а также столкнулось с серьезным сопротивлением со стороны управляющих государственных компаний, которые не желали выходить на открытый фондовый рынок, поскольку это подразумевало сложность и кропотливость процесса, повышение прозрачности и ответственности. Тем не менее, эксперт признает, что, несмотря на все эти препятствия и недоработки, принятая реформа все же принесла определенные достижения, сформировав основу для накопительной системы. Говоря о текущем состоянии пенсионной системы, аналитик отметил значительный объем накопленных пенсионных активов. Однако он напомнил, что накопительная система на протяжении всего периода своего функционирования постоянно подвергалась критике за недостаточную доходность. Это способствовало усилению призывов к возврату к солидарной пенсионной системе. «Эти призывы становились все более активными и настойчивыми. В конечном итоге правительство, как представляется, частично не до конца понимая истинные причины низкой доходности, приняло решение о проведении второй масштабной реформы», – рассказал г-н Хакимжанов. Результатом стало фактическое упразднение системы, включавшей множество частных пенсионных фондов, и, как следствие, исчезновение активного и конкурентного фондового рынка. В минувшем году все пенсионные фонды были объединены в ЕНПФ, и управление всеми пенсионными активами перешло под непосредственный контроль государства. Вследствие этого, по словам Сабита Хакимжанова, фондовый рынок в Казахстане практически утратил свою прежнюю функциональность и структуру. «Сейчас у нас отсутствует многообразие мнений относительно справедливой стоимости того или иного инвестиционного инструмента. Есть фактически единственный крупный инвестор – государство, которое просто осуществляет покупку акций», – подчеркнул эксперт. Такая ситуация привела к потере ценной рыночной информации о реальных процессах, о степени интереса различных участников к тем или иным активам. Финансовый рынок имеет критически важное значение не только как площадка для заработка или инвестирования, но и как «мозг экономики», способный генерировать аналитические данные, стимулировать развитие корпоративного сектора и обеспечивать эффективное распределение капитала. В период функционирования множества частных пенсионных фондов они способствовали формированию организационного и человеческого капитала, аккумулируя команду высококвалифицированных экспертов, осуществлявших глубокий анализ рынка. Сабит Хакимжанов заключил, что нынешняя пенсионная система, вероятно, обеспечит пенсиями лишь определенный, ограниченный круг граждан. «Если же целью является обеспечение пенсиями всех без исключения, независимо от стажа работы или уровня заработка, тогда, безусловно, необходимо возвращаться к солидарной модели пенсионного обеспечения. Накопительная система же призвана решать совершенно иные задачи», – пояснил он. По словам эксперта, накопительная пенсия более эффективна для городских специалистов, людей с продолжительным трудовым стажем, причем в большей степени для мужчин и в меньшей – для женщин. Самое главное, по его мнению, заключается в том, что накопительная система способна стимулировать создание и развитие фондового рынка, а также формирование гражданского общества, в котором каждый человек вовлечен в процессы принятия значимых решений. «Эта вовлеченность является мощным стимулом для выполнения гражданских обязанностей, побуждая нас, в погоне за нашими личными интересами, активно участвовать в государственном управлении и контроле. Поэтому я считаю, что пенсионная реформа в Казахстане еще далека от своего завершения и требует дальнейших осмысленных преобразований», – подытожил аналитик.
Источник