Вход

Бензин и доллар в одной упряжке

17 сентября 2014 14:48
Государственный концерн «Белнефтехим» объявил о введении нового механизма ценообразования на автомобильное топливо в Республике Беларусь. Это заявление было сделано на фоне очередного повышения розничных цен на горюче-смазочные материалы, вступившего в силу 9 сентября. Ключевым элементом данной инновации является привязка розничных цен на автозаправочных станциях к официальному курсу доллара США. В качестве эталонной марки топлива выбран бензин АИ-92-К5-Евро, стоимость литра которого будет эквивалентна одному доллару США при пересчете в национальную валюту. **Привязка к валютному курсу: новая реальность на АЗС** Представители концерна пояснили, что максимальная розничная цена на бензин АИ-92-К5-Евро будет поэтапно доведена до эквивалента одного доллара США за литр. После достижения этого уровня, последующая корректировка цен на данную марку топлива будет осуществляться регулярно, исходя из динамики курса белорусского рубля к доллару США. Стоимость других видов нефтепродуктов будет пересматриваться с учетом сохранения текущего ценового соотношения относительно бензина АИ-92-К5-Евро. В «Белнефтехиме» выразили уверенность, что подобная методика «обеспечит синергию государственного и рыночного регулирования цен, приближая механизм ценообразования на автомобильное топливо в Республике Беларусь к общепринятым мировым стандартам». Концерн также подчеркнул, что внедрение новой системы «предоставит нефтеперерабатывающим предприятиям возможность быстрее адаптироваться к колебаниям стоимости нефтяного сырья, которое закупается в Российской Федерации по предоплате в иностранной валюте». Установление цены на бензин АИ-92-К5-Евро на уровне одного доллара за литр, по мнению концерна, «гарантирует минимально необходимую рентабельность для белорусских НПЗ и создаст предпосылки для их последующей модернизации». Даже после третьего с начала текущего года повышения цен, стоимость литра бензина в Беларуси пока не достигла долларового эквивалента, хотя и приблизилась к нему. На момент удорожания, литр АИ-92-К5-Евро стоил 10 100 белорусских рублей, в то время как официальный курс доллара США, установленный Национальным банком РБ, составлял 10 470 рублей. Самое экономичное дизельное топливо оценивалось в 10 950 рублей за литр. Таким образом, фактическая долларовая привязка уже наблюдается. После полного завершения поэтапного внедрения, актуальная информация о стоимости бензина, возможно, будет требовать мониторинга котировок на валютно-фондовой бирже, где курс доллара демонстрирует ежедневный рост. Вероятно, вскоре на автозаправочных станциях можно будет обнаруживать табло с курсами валют. **Беларусь обгоняет Россию по ценам на топливо** В предыдущие годы концерн «Белнефтехим» аргументировал повышение цен на горючее необходимостью частичной компенсации роста акцизных ставок, а также поэтапным выравниванием цен с государствами Таможенного союза и влиянием глобального удорожания нефти. В периоды экономических трудностей должностные лица часто высказывали обеспокоенность по поводу бесконтрольного вывоза белорусского бензина в Россию, обусловленного ценовым диспаритетом. Однако последний довод утратил свою актуальность: после сентябрьского пересмотра цен белорусский бензин превысил стоимость российского, став значительно дороже, чем в Казахстане. Достижение данного ценового паритета дало основания Совету Министров РБ упразднить действовавшее с 2011 года ограничение на реализацию топлива для грузовых транспортных средств на приграничных АЗС, которое предусматривало лимит в 200 литров на одно транспортное средство. Экспертное сообщество восприняло новый механизм ценообразования критически, охарактеризовав его как искусственный и несправедливый. Отмечалось, что привязка к доллару осуществляется в условиях, когда на среднесрочную перспективу прогнозируется устойчивое снижение мировых цен на нефть. «В условиях снижения мировых цен на нефть логично ожидать соответствующего удешевления бензина. Однако новая система ценообразования позволит «Белнефтехиму» получать завышенную прибыль. В то время как на международных рынках цены на топливо будут снижаться, в Беларуси они будут расти, что является аномалией», — высказал мнение белорусский экономист Леонид Злотников. Злотников также акцентировал внимание на потенциальных девальвационных рисках. «На текущий момент курс доллара искусственно занижен благодаря нетрадиционной политике Национального банка. Такая ситуация не может сохраняться продолжительное время. В перспективе полугода-года возможен резкий рост курса доллара, что приведет к увеличению его покупательной способности относительно рубля. Как следствие, доходы «Белнефтехима» будут искусственно завышаться. Это противоречит принципам рыночной экономики», – подчеркнул экономист. В обществе преобладает мнение о целесообразности привязки цен на бензин к стоимости нефти. «Если затраты на переработку нефти не увеличились, почему тогда дорожает бензин?» – задавались вопросом жители Минска в ходе социологических опросов, проведенных средствами массовой информации. **Ценовая политика как инструмент регулирования денежной массы** Причины подобного подхода коренятся, прежде всего, в текущем состоянии экономики Беларуси, а также в специфике функционирования отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. В условиях продолжительного финансового кризиса правительство продолжает решать задачу по изъятию «избыточной» денежной массы из обращения. Длительное несоответствие роста заработной платы производительности труда привело к формированию «навеса» из незаработанных средств, что представляет дополнительную угрозу для стабильности финансовой системы. Этот дисбаланс компенсируется за счет увеличения цен. Белорусская нефтеперерабатывающая промышленность, наряду с производством калийных удобрений, является ключевым налоговым донором государственного бюджета. Наполняемость казны напрямую зависит от доходов этих отраслей. Несмотря на регулярные усилия Беларуси по получению нефтяных преференций от России, общее положение сектора остается неудовлетворительным. Согласно официальным данным, за период с января по июль 2014 года экспорт белорусских нефтепродуктов сократился почти на 200 миллионов долларов США в стоимостном выражении. За первые семь месяцев текущего года объем экспорта нефтепродуктов составил 8,61 миллиона тонн, что на 4,3% ниже показателя аналогичного периода 2013 года. В денежном эквиваленте снижение экспорта составило 2,9%, достигнув отметки в 6,54 миллиарда долларов США. Этому во многом способствовал масштабный капитальный ремонт на ОАО «Нафтан» в Полоцке, в результате которого было временно остановлено до 70% производственных мощностей предприятия. Также негативное влияние оказали события в Украине, которая является потребителем приблизительно 11% белорусского экспорта топлива. Однако текущие сложности меркнут перед нерешенным вопросом о механизме возврата в бюджет Российской Федерации экспортных пошлин, полученных от реализации белорусских нефтепродуктов, произведенных из беспошлинной российской нефти. **Опасения нефтепереработчиков перед налоговым маневром** В 2012 году Республика Беларусь перечислила в федеральный бюджет России 3,85 миллиарда долларов США в виде нефтяных пошлин, а в 2013 году эта сумма составила 3,3 миллиарда долларов. Как неоднократно заявлял Александр Лукашенко, сохранение этих средств в стране позволило бы трансформировать Беларусь в подобие Арабских Эмиратов. В рамках переговорного процесса по созданию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Минск активно отстаивал позицию об отмене данной, по его мнению, несправедливой системы. Однако достичь полной отмены не удалось. Вместо этого, стороны заключили протокол о внесении изменений в соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Согласно этому документу, начиная с 2015 года, Беларусь будет оставлять в своем бюджете не менее 125 миллионов долларов США ежемесячно от экспортных пошлин на нефтепродукты, тогда как оставшаяся часть будет перечисляться в бюджет России. Таким образом, в предстоящем году Беларусь сможет оставить у себя примерно 1,5 миллиарда долларов США от экспортных пошлин. Эта сумма, хотя и значительно меньше желаемых 3-4 миллиардов, заявленных Александром Лукашенко, тем не менее, рассматривается белорусской стороной как «начальный этап в формировании отношений, свободных от подобных ограничений». В планах на 2016 год – возобновление диалога с целью пересмотра и увеличения данной суммы. Однако Российская Федерация расценивает данные условия как крайне невыгодные и активно ищет пути компенсации бюджетных потерь. По оценкам Министерства финансов РФ, сохранение текущего режима экспортных пошлин в контексте договоренностей по ЕАЭС означает субсидирование белорусской экономики в размере 180-200 миллиардов российских рублей ежегодно. В ответ на это правительство РФ разрабатывает так называемый «большой налоговый маневр». Суть этого маневра заключается в существенном уменьшении экспортных пошлин на нефть, бензин и дизельное топливо, сопровождающемся одновременным значительным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижением акцизов на отдельные марки автомобильных бензинов. Реализация такого плана приведет к значительному удорожанию российской нефти для белорусских перерабатывающих предприятий. Таким образом, нагрузка будет перераспределена с пошлин на стоимость сырья, что позволит России, не нарушая интеграционных обязательств ЕАЭС, снизить финансовую зависимость Беларуси. Введение «налогового маневра» запланировано уже на начало 2015 года, что вызывает серьезную обеспокоенность в Минске. По предварительным расчетам белорусских нефтеперерабатывающих компаний, потенциальные убытки могут достигать 50 долларов США с каждой тонны переработанной нефти. Однако надежду внушает тот факт, что данный сценарий не является окончательным. Его реализация сопряжена со значительными рисками и для российского нефтяного рынка, что осознается и в правительственных кругах Российской Федерации.
Источник