Коллекционирование произведений живописи представляет собой не только увлекательное, но и потенциально весьма прибыльное занятие. Однако успех в этой сфере напрямую зависит от выбора авторов, чьи работы со временем способны значительно увеличиваться в цене, подобно акциям крупных корпораций. Инвестирование в объекты искусства, в частности в живопись, традиционно набирает популярность в периоды экономической нестабильности и спадов на финансовых рынках. Несмотря на то что доходность таких вложений порой превышает процентные ставки по банковским депозитам, следует помнить о соизмеримо более высоких рисках.
«Произведения искусства и живопись всегда служили надёжным способом сохранения и приумножения капитала, за что потомки всегда были благодарны своим предкам, приобретавшим ценные артефакты», — отмечает известный казахстанский художник Айвар Тазиев. Он подчеркивает, что многие работы, даже созданные менее известными мастерами, со временем значительно дорожают, и эта тенденция, по его мнению, сохранится. Тазиев проводит параллель между арт-рынком и фондовым, сравнивая художника с компанией, выпускающей «ценную бумагу» – картину. В то время как шедевры западноевропейских мастеров прошлого являются классическим вариантом инвестиций, отечественные авторы также начинают привлекать внимание инвесторов. Это объясняется уникальностью казахстанской художественной школы и наличием множества мастеров, чьи имена вошли в историю. Среди них он упоминает Айтбаева, Тельжанова и многих других, подчеркивая их неоспоримый талант и мастерство, несмотря на то, что они творили в советскую эпоху. «Их живопись сегодня вполне котируется на уровне европейских произведений того же периода. Поэтому она уже обладает значительной ценностью, и её коллекционирование крайне важно, учитывая, что государственные структуры, к сожалению, не всегда уделяют должное внимание нашему культурному наследию, тогда как в частных коллекциях такие произведения сохраняются на века», – добавляет художник.
Одним из важных аспектов при приобретении качественной живописи является её правильное содержание, поскольку картины требуют особого ухода и внимания, без которых они могут со временем утратить свою ценность. В ряде западноевропейских стран, таких как Великобритания и Франция, существуют специализированные компании, часто аффилированные с антикварными салонами, которые приобретают старые картины, находящиеся в плачевном состоянии, за символическую цену (до 30% от потенциальной стоимости, в зависимости от состояния и известности автора). Эти полотна поступают в собственность фирм, где над ними начинают работать художники-реставраторы. В случаях, когда часть изображения утрачена, реставраторам порой приходится домысливать недостающие элементы, выступая в некоторой степени соавторами старых мастеров. Процесс реставрации может занимать от недели до нескольких месяцев, после чего практически утраченные произведения получают вторую жизнь, хотя и в несколько измененном виде.
«Современная живопись подразделяется на масляную и акриловую», – продолжает Айвар Тазиев. – «Акриловые работы практически не требуют особого ухода, кроме периодической очистки от пыли. Масляная же живопись гораздо более деликатна. Масляные краски склонны к окислению, и полотна нуждаются в специальном уходе. Грунт вместе с красочным слоем может трескаться и отслаиваться, поэтому в идеале рекомендуется обратиться к профессиональному реставратору. Специалист покроет всю поверхность акриловым лаком, который проникает под отслаивающиеся слои грунта, тем самым консервируя произведение на длительный срок. Попытки самостоятельно провести такие работы могут привести к повреждению. Для удаления пыли можно использовать пылесос с очень мягкой насадкой на минимальной мощности, так как современные агрегаты обладают большой мощностью и могут повредить красочный слой. Очистка важна еще и потому, что многие авторы XVIII-XIX веков покрывали свои работы олифой, которая со временем чернеет, трескается и образует плотный слой. Её можно осторожно удалять нашатырным спиртом, если нет возможности обратиться к специалистам».
Некоторые эксперты утверждают, что старые картины необходимо отдавать на мини-реставрацию каждые 25 лет. Однако это мнение оспаривается. Если произведение, даже очень старое, хранится в надлежащих условиях, то в большинстве случаев можно обойтись без профессионального вмешательства, применяя собственные усилия по уходу.

