В Standard&Poor’s поделились, что в Казахстане закредитованность населения ниже, чем в России, и надувания кредитного пузыря пока не ожидается, несмотря на активный рост потребительского кредитования. Средневзвешенные номинальные ставки по необеспеченным займам в стране составляют чуть более 20%, хотя отдельные предложения могут достигать 54%.
Объем потребительского кредитования продолжает демонстрировать устойчивый рост. За июль текущего года он увеличился на 3,9%, или на 8,2 млрд тенге, достигнув 219,3 млрд тенге по сравнению с 211,0 млрд тенге в июне. За первое полугодие прирост займов на потребительские цели составил 14,3%, увеличившись с 2 201 млрд тенге на конец декабря 2013 года до 2 517 млрд тенге к концу июля. Ранее некоторые банки показывали годовой прирост беззалоговых кредитов, превышающий 50%, что вызывало определенные опасения.
Ситуация была скорректирована регулятором, который ввел ряд ограничительных мер. С февраля 2014 года ежегодный рост беззалоговых займов в каждом банке не должен превышать 30%. В начале апреля того же года регулятор также обязал банки применять более диверсифицированный подход к отбору заемщиков, установив максимальную сумму ежемесячного платежа по необеспеченному кредиту на уровне 50% от дохода заемщика.
Представители Standard&Poor’s высоко оценили действия казахстанского регулятора. «В Казахстане закредитованность населения ниже, чем в России. Недавнее решение регулятора ограничить рост беззалоговых кредитов мы оцениваем положительно. Проходит достаточно много дискуссий о том, какие меры можно было использовать для ограничения беззалоговых займов, но тем не менее мы уважаем действие регулятора и считаем, что они своевременны. В Казахстане по сравнению с Россией более современные системы риск-менеджмента и более полный доступ к информации о заемщике», – подчеркнули в агентстве.
Между тем, заместитель председателя правления «Народного банка» Марат Альменов указал на необходимость дальнейшего совершенствования мониторинга качества заемщиков. По его мнению, для получения более полной и прозрачной информации о заемщике необходимо усовершенствовать работу кредитного бюро. Во-первых, кредитное бюро должно функционировать в полноценном онлайн-режиме, так как в настоящее время информация о погашении кредита поступает с задержкой до 15 дней. Во-вторых, кредитное бюро в Казахстане должно аккумулировать более широкий спектр информации о заемщиках. Он привел в пример западные банки, где кредитные бюро отслеживают информацию не только о банковских задолженностях, но и о долгах по оплате коммунальных услуг, телефона и даже по страховому рынку. Господин Альменов считает, что подобные инициативы требуют законодательного закрепления, поскольку усилия одного банка будут недостаточны для обеспечения передачи данных от всех поставщиков коммунальных услуг в Первое кредитное бюро.

