Согласно недавнему заявлению директора департамента по работе со студентами холдинга «Кәсіпқор», Тогжан Джумагуловой, значительная часть казахстанских работодателей выражает недовольство уровнем подготовки выпускников отечественных учебных заведений. Проведенный социологический опрос выявил, что 44,5% работодателей в целом не удовлетворены квалификацией молодых специалистов, а 18% прямо указали на несоответствие выпускников современным требованиям и потребностям экономики. Таким образом, общая доля неудовлетворенных работодателей достигает 63%.
Исследование также показало, что 32% компаний сталкиваются с трудностями при подборе подходящих кадров. Примечательно, что большинство работодателей (48%) ищут сотрудников через интернет, в то время как 28% ограничиваются публикацией вакансий на собственных корпоративных сайтах, что, по мнению г-жи Джумагуловой, не всегда удобно для соискателей. Кроме того, активность работодателей на ярмарках вакансий остается низкой – в них участвует менее 5% опрошенных.
Хотя проблема остается актуальной, в Казахстане предпринимаются определенные шаги для повышения качества образования. Одним из таких направлений является внедрение подушевого финансирования в школах, которое призвано стимулировать конкуренцию и улучшать качество преподавания. Эта система, заложенная в государственную программу развития образования на 2011-2020 годы, предусматривает, что школы будут получать бюджетные средства исходя из количества учащихся, что должно способствовать повышению эффективности расходов и качества обучения. Полный переход всех школ на эту модель был запланирован на 2015 год.
Параллельно с этим, власти активно работают над оптимизацией системы высшего образования. В начале 2010-х годов была поставлена задача сократить количество вузов с целью отсева учебных заведений с недостаточным материально-техническим оснащением и слабым преподавательским составом. К началу 2013 года число вузов уже сократилось со 149 до 136 путем укрупнения, а в планах было довести их количество до 100 в ближайшие два года. Подобные меры направлены на приведение показателя отношения числа вузов к численности населения к стандартам развитых стран, предполагая, что в большинстве регионов останется по два крупных вуза – государственный и частный.
Несмотря на критику, следует отметить, что не все оценки столь однозначны. Например, в 2011 году компания «Казатомпром» успешно трудоустроила 40 выпускников Казахского национального университета, сотрудничая с его карьерным центром. Этот пример демонстрирует, что эффективное взаимодействие между вузами и работодателями может приносить результаты. В целом, постоянное недовольство работодателей качеством подготовки выпускников – это распространенное явление, требующее системного и долгосрочного подхода. Опыт стран, таких как Япония, показывает, что инвестиции в образование должны быть значительными и продолжительными (десятки лет) для достижения ощутимых результатов.
Рост числа казахстанских студентов, обучающихся за рубежом (с 32 тысяч до 65 тысяч к началу 2014 года), подчеркивает необходимость дальнейшего развития отечественной системы образования. Важно стимулировать грантовую систему и создавать условия для инвестирования работодателями в школы и вузы, предусматривая для них льготы и преференции, чтобы такая деятельность не приводила к увеличению налоговой нагрузки. Необходимо также продолжать модернизацию учебных заведений. Подушевое финансирование для школ, например, создает здоровую конкурентную среду.
Для вузов предлагается комплексный подход, включающий стимулирование преподавателей к профессиональному развитию. Можно рассмотреть систему, при которой зарплата преподавателя будет зависеть от посещаемости его лекций студентами, что повысит конкуренцию и качество преподавания. Также крайне важно мотивировать студентов к усердной учебе, предлагая им четкие карьерные перспективы в зависимости от успеваемости. Только комплексные меры позволят постепенно решить проблему качества подготовки специалистов, хотя жалобы работодателей, вероятно, полностью не исчезнут, но станут менее частыми.

