В этом месяце Алматы вновь станет центром притяжения для кинематографистов со всего мира, принимая юбилейный, десятый по счету Международный кинофестиваль «Евразия». Это событие приобретает особую значимость, учитывая, что «Евразия» является единственным киносмотром в Центральной Азии, аккредитованным Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), одной из наиболее авторитетных организаций в глобальной киноиндустрии.
Руководитель пресс-службы МКФ, Андрей Сакулинский, подчеркивает, что концепция фестиваля глубоко укоренена в геополитическом положении Казахстана, выступающего своеобразным мостом между культурами Запада и Востока. Основная миссия фестиваля остается неизменной: выявление, демонстрация и признание выдающихся кинопроизведений из Европы, Азии и стран СНГ.
Программа фестиваля традиционно отражает эту «евразийскую» направленность. На пресс-показах уже представлены четыре фильма из основной конкурсной программы: из Франции, Южной Кореи, Ирана и Хорватии. Однако, вопрос о том, насколько эти фильмы соответствуют критерию «лучших», остается открытым, особенно на фоне проведения Венецианского кинофестиваля, где за престижного «Золотого льва» борются такие гиганты, как Андрей Кончаловский, Алехандро Гонсалес Иньярриту и Абель Феррара.
В рамках главного конкурса также будет представлена одна казахстанская лента, претендующая на гран-при. Интрига сохраняется вокруг имени отечественного кинематографиста, который удостоится чести представлять страну. Среди наиболее вероятных кандидатов называются «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, «Хозяева» Адильхана Ержанова и, возможно, «Приключение» Наримана Туребаева. Эти картины уже получили признание на международных киносмотрах, что делает их достойными претендентами. Однако, существуют определенные сложности: Нариман Туребаев входил в отборочную комиссию текущей «Евразии», а Адильхан Ержанов, чья работа «Хозяева» была отмечена в Каннах в программе «Особый взгляд», столкнулся с отказом в поддержке со стороны «Казахфильма», традиционно одного из ключевых организаторов фестиваля. Если же в конкурсе окажутся «Уроки гармонии», это, при всей их несомненной ценности, может создать впечатление ограниченности выбора отечественных произведений. Не исключено, что загадочным участником станет Ермек Турсунов с его новым фильмом «Кенже», который завершает монтаж. Выбор казахстанского представителя остается одним из самых обсуждаемых вопросов.
Состав жюри этого года, хотя и представительный, возможно, не обладает той звездной ромостью, что в прошлом, когда его возглавляла Джейн Кэмпион, лауреат «Канн» и «Оскара». В нынешний состав вошли выдающиеся деятели кино: китайский режиссер Цзя Джанкэ, немецкий кинорежиссер Андреас Дрезен (призер Берлинале, Канн и Карловых Вар), корейский кинорежиссер, сценарист и продюсер Ли Чхан Дон (обладатель наград Венеции, Канн и азиатского «Оскара»), а также народный артист СССР Асанали Ашимов.
Подобные нюансы в организации могут быть объяснены особым значением текущего года для фестиваля. «Евразия» не только отмечает свой десятилетний юбилей, но и служит площадкой для празднования двух других значимых событий. Андрей Сакулинский подчеркивает важность проведения на высоком уровне мероприятий, посвященных столетию со дня рождения выдающегося казахского актера и режиссера, Народного артиста СССР Шакена Айманова. Его юбилей включен в официальный календарь памятных дат и событий ЮНЕСКО. В рамках фестиваля запланирован обширный цикл мероприятий, включая ретроспективный показ работ мастера, презентацию книги-альбома, премьеру документального фильма и вечер памяти. Церемония открытия фестиваля будет ознаменована показом культовой картины Шакена Айманова «Земля отцов».
Кроме того, в 2014 году на фестивале «Евразия» отмечается 30-летие «казахской новой волны» – значимого периода в истории отечественного кинематографа, когда такие мастера, как Дарежан Омирбаев, Рашид Нугманов и Ардак Амиркулов, добились широкого международного признания.
Эти три юбилея – самого фестиваля, Шакена Айманова и «казахской новой волны» – создают уникальный контекст для нынешнего смотра. Они также напоминают о появлении новых молодых талантов в казахстанском кино, чьи будущие достижения, возможно, будут чествоваться с таким же почтением, как сегодня признаются классики.

