Казахстан намерен диверсифицировать топливный рынок путем перехода автотранспорта на газомоторное топливо
03 сентября 2014 19:36
Идея переориентации автомобильного транспорта на использование газомоторного топлива представляет собой стратегически важное направление для Казахстана, способное обеспечить диверсификацию энергетического рынка страны и снизить зависимость от бензина.
Поддержка этой инициативы была выражена Министерством энергетики Республики Казахстан. В ходе брифинга в Астане первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин подтвердил, что ведомство активно поддерживает программу перехода на газ. «Первые заправочные станции уже функционируют в ряде регионов. Мы наблюдаем растущий интерес со стороны рынка. В Астане успешно эксплуатируются экотакси, использующие сжиженный газ, а также значительное количество коммерческого транспорта, такого как «Газели», перешло на газовое топливо. Это направление демонстрирует активное развитие, и мы продолжим его всестороннюю поддержку», – заявил Узакбай Карабалин.
Относительно ценовой политики, вице-министр пояснил, что регулирование цен на сжиженный газ осуществляется только для определенных объемов, производимых на заводах. На текущий момент цена за тонну составляет 38 тысяч тенге. Дальнейшее распределение объемов по областям определяется на основании заявок газосетевых организаций, а конечная розничная цена устанавливается на местном уровне. «В этом году мы заключили меморандумы о сотрудничестве с крупными сетями автозаправочных станций для расширения инфраструктуры по всей стране, ориентированной на моторный газ – пропан-бутан. Это экономически выгодно», – подчеркнул вице-министр, отметив, что владельцы транспортных средств, использующих сжиженный газ, сокращают свои эксплуатационные расходы на 30-35%. Он также добавил, что достигнуты договоренности с ведущими компаниями об установке газовых колонок на их существующих АЗС.
Газовая отрасль Казахстана обладает значительным потенциалом для дальнейшего роста, что в перспективе может вывести страну в число ключевых региональных производителей природного газа. Согласно статистическим данным, суммарный объем добычи газа в июле 2014 года составил 3 374 млн куб. метров, из которых 1 656 млн куб. метров пришлось на природный газ.
Несмотря на столь обширные перспективы, темпы перехода на газомоторное топливо остаются невысокими. В Казахстане почти 4 миллиона автомобилей продолжают использовать бензин, тогда как на газ перешло лишь около 12 тысяч водителей.
В связи с этим Казахстану целесообразно изучить и адаптировать успешный опыт стран, где газ широко применяется в качестве моторного топлива, например, Узбекистана. В начале 2007 года правительство Узбекистана утвердило программу поэтапного перевода автотранспорта на газомоторное топливо, рассчитанную до конца 2012 года. Программа предусматривала строительство 138 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) с общей мощностью 708 млн куб. метров компримированного газа и 952 автомобильных газозаправочных станций (АГЗС) с емкостью 476 тыс. тонн сжиженного газа по всей республике. К началу 2012 года, по официальным данным, около 15% от общего количества зарегистрированных автомобилей (около 3 млн единиц) уже работали на газе.
Опыт Узбекистана демонстрирует необходимость разработки в Казахстане комплексной государственной программы, которая будет направлена не только на развитие сети автогазозаправочных станций, но и на стимулирование производства газобаллонного оборудования. При этом крайне важно избежать создания монополии в этой сфере, что стало бы негативным уроком из чужого опыта.
Переход на газомоторное топливо также принесет существенные экологические преимущества, способствуя улучшению качества воздуха в таких сильно загазованных мегаполисах, как Алматы, и предотвращению аналогичной проблемы в Астане, где риск загрязнения атмосферы становится все более очевидным.