Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) опубликовала данные, согласно которым Казахстан экспортирует газ в Российскую Федерацию по цене вдвое ниже той, по которой сам приобретает российское топливо. Согласно статистике за январь-июнь 2014 года, Казахстан поставил в Россию 4,3 млрд куб. м газа на общую сумму $109,9 млн. Этот объем на 3,8% превышает показатели аналогичного периода прошлого года, хотя его стоимость сократилась на 2,7%. В то же время, Казахстан импортировал из РФ 994,5 млн куб. м газа, что на 4,2% больше, на сумму $53,9 млн (+0,1%).
Расчеты КазТАГ показывают, что средняя стоимость 1 тыс. куб. м казахстанского газа для России составила $25,4, тогда как аналогичный объем российского газа обходился Казахстану в $54,2.
Экспертное сообщество выразило значительный скептицизм в отношении этих данных. Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, указал на существенное расхождение с рыночными ценами на газ. По его словам, Россия продает газ европейским потребителям по $380 за 1 тыс. куб. м, а Украине – по $480.
Егоров также подчеркнул, что Казахстан физически не способен экспортировать в Россию такие значительные объемы газа. По данным эксперта, годовая добыча газа в республике составляет около 41 млрд куб. м, что за полугодие дает приблизительно 20 млрд куб. м.
На Карачаганакском месторождении ежегодно добывается около 18 млрд куб. м газа, из которых 7 млрд куб. м закачивается обратно в пласт для поддержания пластового давления. Казахстан владеет лишь 10% долей в этом проекте, что означает, что основная часть объемов, реализуемых с Карачаганака, относится к долям компаний-операторов. Поставка определенного объема газа из Карачаганакского месторождения на Оренбургский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) осуществляется в рамках договоренности с Россией, где происходит выделение необходимых компонентов с последующим частичным возвратом газа в Казахстан.
Аналогичная ситуация наблюдается на Тенгизском месторождении, где более 6 млрд куб. м газа также закачивается обратно в пласт. Таким образом, из 20 млрд куб. м газа, добываемых на основных казахстанских месторождениях за полгода, для реализации остается лишь около 7 млрд куб. м. При этом газ с Тенгизского месторождения сжижается и продается в виде широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) или пропана как на внутреннем рынке, так и экспортируется в Европу. Соответственно, для трубопроводных поставок в Россию с Тенгиза газа нет. Свободный объем газа, доступный для реализации с Карачаганака, по оценке Егорова, составляет около 3 млрд куб. м, из которых около 2 млрд куб. м ежегодно направляется на Оренбургский ГПЗ.
Газ, добываемый на Амангельдинском месторождении, предназначен для нужд Южного Казахстана. Объемов с месторождений Мангышлака недостаточно даже для покрытия потребностей Узенского ГПЗ. Газ с Кумкольского месторождения используется для внутренних нужд и транспортируется до Кызылорды.
Олег Егоров предположил, что в опубликованных ЕЭК данных мог быть учтен газ, который транспортируется транзитом через Казахстан из Узбекистана. В таком случае, продавцом является Узбекистан, а Казахстан получает лишь плату за транзит.
В долгосрочной перспективе Казахстан стремится значительно увеличить добычу углеводородов, чтобы не только полностью удовлетворять внутренние потребности, но и развивать экспортный потенциал. Согласно предварительным оценкам, достижение этих целей возможно в течение 10-15 лет, при условии эффективной внутренней политики, стабильной динамики добычи и благоприятной конъюнктуры мирового газового рынка.
Планируется, что к 2025 году Казахстан сможет нарастить добычу газа до 72,5 млрд куб. м, что значительно выше фактического показателя 2013 года в 41,1 млрд куб. м. Эти амбициозные планы основаны на переоценке прогнозных ресурсов республики, которая была проведена по результатам глубоких геолого-геофизических исследований всех нефтегазоносных бассейнов Казахстана. Обновленные данные свидетельствуют о наличии более 76 млрд тонн условного топлива.

