На рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) Казахстана ожидается неизбежное повышение цен, несмотря на недавнее удорожание бензина марки АИ-92. К такому выводу приходят эксперты Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) и аналитики АО «Асыл Инвест».
Директор АИРИ Ерлан Хасенбеков полагает, что повышение цен на АИ-92, зафиксированное 21 августа, стало лишь временным компромиссом, направленным на частичное удовлетворение потребностей оптовых и розничных операторов в покрытии расходов. По его мнению, тенденция к удорожанию топлива будет сохраняться на протяжении длительного времени. «Мы предполагаем, что следующее повышение цен на бензин произойдет до конца текущего года. Однако это может случиться и значительно раньше, если текущая ситуация с дефицитом топлива не будет разрешена», — заявил Хасенбеков.
Аналогичные прогнозы озвучивают и в АО «Асыл Инвест». Айвар Байкенов, директор департамента аналитики компании, отмечает, что, исходя из комментариев розничных продавцов, реализация бензина по действующим ценам (даже после недавнего повышения) сталкивается со значительными трудностями. Это связано прежде всего с отсутствием надлежащего регулирования на оптовом рынке. «Вполне вероятно, что к концу текущего или началу следующего года мы станем свидетелями очередного витка роста цен на бензин», — подчеркнул Байкенов.
Ранее высказывались мнения о том, что дефицит бензина АИ-92 в значительной степени носит искусственный характер. Аналитики указывали на то, что оптовый рынок бензина в Казахстане не регулируется, в то время как розничные цены находятся под пристальным контролем правительства. Это дает крупным оптовым игрокам возможность манипулировать рынком. Розничные продавцы также были замечены в практике ограничения объемов реализации, ожидая роста предельных цен. Тем не менее, даже после увеличения стоимости АИ-92 до 128 тенге за литр, проблема дефицита на автозаправочных станциях сохраняется.
Ситуацию на казахстанском рынке усугубляет и рост цен на ГСМ в Российской Федерации, откуда Казахстан традиционно импортирует значительные объемы топлива. В середине августа текущего года цены на бензин АИ-92 и АИ-95 на российских АЗС увеличились на 12 и 10 копеек соответственно, достигнув 31,88 рубля и 34,66 рубля за литр. Ерлан Хасенбеков объясняет, что для обеспечения внутренней социальной стабильности Казахстану придется закупать топливо по ценам, формирующимся исходя из текущей конъюнктуры российского рынка. Это означает прямую зависимость розничных цен от закупочных: чем дороже топливо приобретается, тем выше его стоимость для конечных потребителей. «Казахстан может выражать свои пожелания по ценам, вести диалог, но это вряд ли существенно повлияет на ситуацию», — добавил аналитик.
Российские эксперты также прогнозируют дальнейший рост цен на ГСМ в 2014 году. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша и глава компании «Лукойл» Вагит Алекперов ранее уже делали заявления о грядущем увеличении стоимости топлива на внутреннем рынке России. Этот фактор, безусловно, окажет давление на казахстанский рынок.
Прогнозы экспертов относительно долгосрочного решения проблемы дефицита на рынке ГСМ в Казахстане остаются неутешительными. Ерлан Хасенбеков констатирует, что страна пока далека от полного разрешения этой задачи. Возможны лишь экстренные, промежуточные меры для снижения напряженности – такие как оперативный завоз дополнительных партий топлива или кратковременное наращивание производства. Однако, по его словам, эти меры не способны кардинально изменить ситуацию. «Казахстан может избавиться от дефицита бензина только за счет собственного производства – из своей нефти на своих заводах. Будет ли это достигнуто, пока сложно с уверенностью сказать», — подчеркнул г-н Хасенбеков.
Аналитики «Асыл Инвест» разделяют это мнение, подчеркивая, что устойчивое решение проблемы дефицита будет достигнуто лишь после завершения модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов, в частности Павлодарского НПЗ, который в настоящее время ориентирован на переработку российской нефти. «Кроме того, крайне важно навести порядок на оптовом рынке, который является ключевым фактором, определяющим как объемы поставок, так и уровень цен», — заключил Айвар Байкенов.

