Вход

Аким Астаны рассказал о конкурентных преимуществах учителей XXI века

27 августа 2014 18:04

На следующей неделе стартует новый учебный год

Предстоящая неделя ознаменует начало нового учебного года в школах страны, где завершены все необходимые подготовительные мероприятия. Традиционно, 1 сентября, столичные образовательные учреждения проведут первые уроки, посвященные теме «Казахстанский путь-2050: одна цель, одни интересы, одно будущее».

В Астане в этом учебном году свои двери распахнут пять новых школ, которые примут около 13 тысяч первоклассников, впервые переступающих порог своих классов.

Накануне старта нового учебного года в столице состоялось традиционное августовское совещание работников сферы образования. В рамках данного мероприятия с ключевым докладом выступил аким города Имангали Тасмагамбетов, подчеркнув: «XXI век характеризуется как эпоха интенсивной конкуренции идей и стремительного развития информационных технологий. В условиях, когда общество располагает достаточным количеством образованных граждан, освоение любых инноваций становится доступным для всех. Именно способность генерировать новые идеи будет ключевым фактором, определяющим позицию страны в условиях глобализации. Следовательно, молодое поколение казахстанцев должно быть обеспечено конкурентоспособным образованием».

Существующий уровень информационно-технической неграмотности среди педагогического состава может привести к значительным негативным последствиям. Статистические данные подтверждают эту обеспокоенность: из 5873 учителей столицы лишь 12% свободно владеют навыками использования интернета и цифровых учебных пособий по своим предметам; только 16% демонстрируют полноценное применение компьютерных технологий в образовательном процессе, тогда как 45% педагогов обладают лишь базовым, элементарным уровнем компьютерной грамотности.

Для Астаны, предъявляющей высокие требования к квалификации своего педагогического состава, подобная ситуация является абсолютно неприемлемой.

Аким Астаны сообщил, что в течение предстоящего учебного года во всех столичных школах будут запущены специальные курсы, направленные на повышение уровня компьютерной грамотности всего преподавательского состава. По завершении учебного года планируется провести аттестацию педагогов для оценки их навыков владения компьютером и работы в сети Интернет.

Как правило, для каждой отрасли характерен так называемый «период запаздывания» – интервал времени, проходящий между зарождением инновационной идеи и ее практическим применением. В аграрную эпоху этот период мог растягиваться на столетия. Индустриальная эра отличалась изменениями, происходящими приблизительно каждые полвека. Однако в современную информационную эпоху темпы трансформаций ускорились до полугода.

Анализируя периоды запаздывания в различных современных индустриях и сферах, можно отметить следующую картину: в высокотехнологичном секторе этот срок составляет около 18 месяцев, в автомобилестроении — 25 лет, в государственном управлении — 35 лет, тогда как в образовании он достигает 50 лет. Таким образом, образование демонстрирует второй по длительности период запаздывания среди всех анализируемых сфер деятельности, что во многом объясняет общемировое недовольство текущим состоянием дел в этой области.

«Это делает задачу наших учителей еще более комплексной, ведь им предстоит воспитать личность новой формации – человека, сочетающего в себе прагматизм и глубокую духовность, способного при этом успешно адаптироваться к стремительным технологическим изменениям. Имангали Тасмагамбетов процитировал Конфуция, отмечая, что педагог должен 'постигать новое, лелея старое', и только тогда он сможет считаться истинным Учителем. Постоянное самосовершенствование, активное внедрение инновационных образовательных технологий и непрерывное расширение профессиональных компетенций являются безальтернативным путем для педагога, стремящегося соответствовать высоким требованиям современного мира.

Господин Тасмагамбетов также подробно изложил ключевые критерии, определяющие успешного педагога XXI века. Он отметил, что в государствах, где информационные технологии интегрированы во все аспекты общественной жизни, эти конкурентные преимущества учителей четко обозначены. Вы являетесь успешным современным педагогом, если: на уроках поощряете использование смартфонов учащимися, поскольку их применение предусмотрено в учебном процессе; настаиваете на применении разнообразных интернет-источников для исследовательских проектов, при условии, что они достоверны и предварительно проверены преподавателем; ваши учащиеся вовлечены в совместные проекты со сверстниками из других стран; вы ежедневно освещаете школьные события в личном блоге; признавая значимость непрерывного профессионального роста, регулярно читаете тематические блоги, участвуете в сетевых сообществах, активно используете социальные медиа (например, Twitter), присоединяетесь к дискуссиям и обмениваетесь учебными материалами с коллегами из-за рубежа; предлагаете учащимся изучить литературного персонажа или историческую фигуру, поручая им создать от его имени профиль в социальных сетях; предоставляете возможность посетить знаменитые музеи, такие как Лувр, виртуально, не покидая класса; и, используя возможности интернета, демонстрируете оригинальные и выдающиеся работы своих учеников широкой мировой аудитории.»

Источник