Вход

Болевые точки приватизации

27 августа 2014 14:21

Приватизация, активно осуществляемая в стране, порождает ряд значимых вопросов и вызывает оживленные дискуссии в обществе. Одним из ключевых аспектов является мотивация государства, стремящегося к сокращению доли государственной собственности.

По мнению аналитика FIBO Group Богдана Заруцкого, основная причина заключается в том, что государство сталкивается с трудностями в содержании обширного числа государственных предприятий. С развитием технического прогресса многие из них требуют серьезной модернизации для производства конкурентоспособной продукции. Однако государству зачастую не хватает для этого ни финансовых ресурсов, ни высококвалифицированных кадров, способных вывести предприятия на новый уровень развития. В таких условиях, как отмечает эксперт, передача предприятий в частные руки становится единственным эффективным путем для их сохранения и поддержания занятости персонала. Кроме того, это создает дополнительный источник дохода для государственного бюджета.

На текущий момент приватизационный фонд включает 782 компании по всей стране, которые в течение ближайших двух лет будут частично или полностью переданы в частный сектор. Важно отметить, что 23 из этих предприятий являются объектами республиканской собственности и суммарно приносят около 350 млн тенге чистой прибыли в год, что в среднем составляет более 15 млн тенге на каждое предприятие.

Отдельного внимания заслуживает приватизация таких знаковых объектов, как Дворец Республики и киностудия «Казахфильм». В отношении «Казахфильма» высказываются опасения, что без государственной поддержки он может прекратить свое существование. С другой стороны, эксперты подчеркивают, что государство не может бесконечно финансировать убыточные объекты. Например, только в 2012 году «Казахфильм» зафиксировал убытки в размере 50,7 млн тенге. Планируется, что 49% его акций будут реализованы в 2014 году. Представители киностудии связывают значительные убытки с недостаточным государственным финансированием, которое в 2012 году по программе «Производство национальных фильмов» было сокращено в три раза.

Ситуация вокруг Дворца Республики еще более неоднозначна. Акимат Алматы выступает против его приватизации, утверждая, что объект успешно функционирует именно благодаря государственной поддержке. Однако, как отмечает г-н Заруцкий, на сегодняшний день Дворец Республики не получает бюджетного финансирования, и вся его деятельность обеспечивается за счет частных средств. Эксперт предлагает оптимальное решение для подобных объектов – передачу в доверительное управление. Это позволит доверительному управляющему принимать оперативные решения, не нанося при этом ущерба творческой составляющей. Этот принцип, по мнению Заруцкого, справедлив и для «Казахфильма».

Еще одной острой проблемой приватизации является риск того, что государственное имущество может оказаться в руках родственников или приближенных к властным структурам лиц. Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей (НПП) Жаннат Ертлесова не видит оснований для таких опасений. Она считает, что не следует запрещать участие родственников чиновников в приватизации, если процесс является открытым и прозрачным. Бизнес-сообщество ранее настаивало на публикации имен покупателей государственных активов для обеспечения прозрачности. Вице-министр финансов РК Руслан Даленов пояснил, что в текущей ситуации это невозможно из-за коммерческой тайны и условий конфиденциальности, предусмотренных в договорах купли-продажи. Он предложил возможность добровольного согласия на публикацию имен и сумм сделок. Однако Жаннат Ертлесова парировала, указав, что имена собственников юридических лиц доступны в реестре Министерства юстиции, что подразумевает разрешимость вопроса конфиденциальности.

Процесс приватизации стартовал в текущем году, и на его завершение отведено два года. Таким образом, для решения всех возникающих проблем остался всего один год.

Источник