Вход

Казахстан на пороге второй волны приватизации

05 августа 2014 21:02
Вторая волна приватизации в Казахстане ставит во главу угла полную прозрачность всех этапов процесса, начиная от оценки стоимости активов и заканчивая условиями их последующего использования, особенно для социально значимых объектов. Именно этот принцип является ключевым для достижения основной цели — эффективной передачи части государственного имущества в руки ответственных и конкурентоспособных предпринимателей. Успешно реализованная приватизационная кампания способна решить целый ряд стратегических задач. В долгосрочной перспективе это способствует повышению общей эффективности национальной экономики за счет перехода потенциально рентабельных государственных предприятий в частное управление. Непосредственные же выгоды включают значительное облегчение нагрузки на государственный бюджет, который освобождается от необходимости субсидировать убыточные предприятия. Кроме того, расширяется налогооблагаемая база, а государственная казна получает существенные финансовые поступления от продажи активов. Процесс оценки приватизируемых объектов начинается с определения их стартовой цены, которая формируется с учетом всех государственных затрат на содержание и развитие предприятий, а также актуальных рыночных условий. Прозрачность и честность проведения торгов являются гарантией того, что государственное имущество будет реализовано по его реальной рыночной стоимости. Предыдущий опыт приватизации, в рамках которой было продано свыше 1500 объектов, демонстрирует, что итоговая цена реализации в большинстве случаев более чем вдвое превышала стартовую. При соблюдении этих принципов вопрос о конечном приобретателе объекта становится второстепенным по сравнению с обеспечением его оптимальной рыночной стоимости. Объекты, не имеющие социальной значимости, будут реализованы посредством аукционов, где основным критерием является максимальное предложение цены. Однако особую обеспокоенность общественности вызывает судьба приватизированных объектов, имеющих социальную ценность. В памяти еще свежи примеры первой волны приватизации, когда бывшие детские сады перепрофилировались в элитное жилье, а культурные учреждения в сельской местности утрачивали свою первоначальную функцию. Для решения этой проблемы глава Комитета государственного имущества Министерства финансов Республики Казахстан Эдуард Утепов пояснил, что для социально значимых объектов будут установлены четкие условия использования сроком до пяти лет. Вводимая электронная форма торгов призвана обеспечить строгий контроль за соблюдением этих условий. Возникает закономерный вопрос: кто будет осуществлять контроль за выполнением обязательств новыми собственниками? Согласно новым правилам, контроль возложен на бывших владельцев имущества. Так, за республиканскую собственность будет отвечать Комитет государственного имущества, за муниципальную — акиматы, а национальные холдинги будут контролировать использование своих бывших активов. Господин Утепов особо отметил, что в случае систематического невыполнения договорных обязательств возможны самые жесткие меры, вплоть до аннулирования контракта и последующего поиска нового, более ответственного владельца. В качестве примера регионального подхода издание «Рабат» приводит ситуацию в Южно-Казахстанской области (ныне Туркестанская область), где на продажу выставлены коммунальные предприятия «ЛТД Турмыс» и «Жасыл кала». Руководитель управления финансов области Роза Исаева заверила, что покупатели этих предприятий подпишут обязательство не менять профиль их деятельности, а финансовые органы будут тщательно следить за соблюдением этого условия. Необходимо напомнить, что на расширенном заседании правительства в Акорде, Лидер Нации Нурсултан Назарбаев акцентировал внимание на принципах честности и открытости в процессе второй приватизации. Электронная форма торгов является ключевым инструментом для обеспечения этой прозрачности. Такой подход полностью исключает возможное влияние личных связей между продавцом и потенциальным покупателем, что, в свою очередь, минимизирует риски коррупции. Независимо от формы собственности — будь то республиканская, коммунальная или квазигосударственная — все приватизируемые объекты будут реализованы через единую электронную площадку: веб-портал www.gosreestr.kz. Таким образом, опираясь на национальный и международный опыт, крайне важно на начальном этапе кампании максимально предусмотреть все возможные лазейки для потенциальных махинаций и надежно их исключить законодательно. Как точно подметил Джон Голсуорси: «Справедливость — это машина, которая после того, как ей дали первоначальный старт, действует сама по себе».
Источник