Вход

Беларусь скорректировала правила импорта после ответных шагов Украины

30 июля 2014 18:35

На фоне усиливающегося давления со стороны Киева, Минск принял решение о частичной отмене режима лицензирования для товаров, ввозимых из государств-участников Договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ. Соответствующее постановление правительства Беларуси было издано 24 июля, ознаменовав собой отступление от ранее введенных торговых ограничений.

Напомним, что с 1 мая 2014 года Совет Министров Республики Беларусь ввел требование о получении разовых лицензий на импорт пива, поступающего из-за пределов Таможенного союза. С 1 июня аналогичные меры распространились на кондитерские и макаронные изделия, листовое стекло, стеклотару и цемент. Одним из ключевых условий для импортеров стало согласование минимальных предельных отпускных цен с белорусскими госорганами, что неизбежно вело к значительному удорожанию продукции.

Как ранее пояснял пресс-секретарь МИД РБ Дмитрий Мирончик, внедрение лицензирования было направлено на защиту национальных производителей от недобросовестных товаропотоков, проникающих в Беларусь по "серым схемам", а также на легализацию импорта и упорядочение ценообразования. В настоящее время, по его словам, эта мера утратила свою актуальность.

Представитель внешнеполитического ведомства уточнил, что с апреля по июль велся постоянный мониторинг ситуации с доступом лицензируемых товаров, особенно из стран СНГ, с которыми действуют соглашения о свободной торговле. Результаты этого анализа, как утверждает МИД, показали устранение негативных тенденций, которые наблюдались на внутреннем рынке в момент принятия постановлений. Это послужило основанием для отмены лицензирования в отношении товаров, поступающих из стран-подписантов Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.

Асимметричный ответ Киева

Фактически, пересмотр белорусской торговой политики стал прямой реакцией на контрмеры, предпринятые Украиной. Именно украинские экспортеры ощутили наибольшие потери от введенных Минском ограничений. В то время как украинским пивоварам удалось договориться о ценах, согласившись на искусственное завышение стоимости своей продукции, кондитерская отрасль не смогла найти компромисс. В середине июня ассоциация "Укркондпром" объявила о полной остановке экспорта сладостей в Беларусь.

Председатель ассоциации Александр Балдынюк тогда сообщил, что белорусские ведомства требовали от украинских производителей повысить цены на 30-500%, что лишало поставки всякого экономического смысла. Из-за прекращения поставок в Беларусь Украина прогнозировала потери в размере 130 миллионов гривен к концу 2014 года. В связи с этим Балдынюк обратился в Минэкономразвития Украины с призывом провести антидискриминационное расследование и принять асимметричные ответные меры, в частности, запретить ввоз белорусской молочной продукции.

По итогам расследования Киев принял иное решение: вместо прямого запрета были введены специальные пошлины на ряд белорусских товаров. Эти шаги были заявлены как ответ на "дискриминационные и недружественные действия Беларуси". Согласно двум решениям Межведомственной комиссии по международной торговле, опубликованным 16 июля, были установлены ввозные пошлины в размере 55,29% на кондитерские и молочные продукты, электрические лампы, минеральные удобрения и холодильное оборудование из Беларуси. Импорт белорусского пива, резиновых шин и некоторых видов холодильного оборудования обложен пошлиной в 60,05%. Эти пошлины должны были действовать до 31 декабря 2016 года. До этого момента торговля между странами осуществлялась беспошлинно в рамках Зоны свободной торговли.

Хотя основной статьи белорусского экспорта в Украину – нефтепродуктов – в перечне не оказалось, новые заградительные пошлины на перечисленные категории товаров могли существенно ухудшить и без того сложный внешнеторговый баланс Беларуси. Потенциальные потери республики можно оценить, исходя из статистики экспорта: за первые четыре месяца 2014 года Беларусь поставила в Украину холодильников на 5 млн долларов, резиновых шин – на 4,7 млн долларов, молочной продукции из "опального" списка – на 6,9 млн долларов. Калийных удобрений за пять месяцев текущего года было продано на 4 млн долларов. Кондитерские изделия и пиво занимали менее значимые позиции (менее миллиона долларов по каждой за четыре месяца), но в условиях дефицита платежного баланса даже эти суммы являются критически важными для Беларуси.

Диалог под влиянием санкций

Неудивительно, что Минск отреагировал на решение Киева незамедлительно. В день объявления о спецпошлинах МИД РБ выступил с заявлением, в котором "принял к сведению" намерения украинских партнеров. При этом белорусское внешнеполитическое ведомство выразило несогласие с мотивацией Киева, подчеркнув, что лицензирование не было направлено конкретно против Украины, а "распространялось на неопределенный круг стран", и к тому же являлось временной мерой, рассчитанной всего на шесть месяцев.

Решения Межведомственной комиссии по международной торговле должны были вступить в силу не сразу, а через 10 дней после публикации. Оставшееся до 26 июля время Минск пообещал использовать для "урегулирования имеющихся у сторон разногласий в режиме непосредственного диалога".

И эти усилия были предприняты. Первые консультации с украинскими экспертами состоялись в Минске уже 18 июля. А за день до предполагаемого вступления спецпошлин в силу, МИД РБ объявил об упомянутой отмене лицензирования для стран-членов ЗСТ СНГ.

Очевидно, что, говоря о партнерах по СНГ, в первую очередь имелась в виду Украина, а не члены Таможенного союза, Армения, Кыргызстан или Узбекистан, которые практически не ощутили на себе действия этих лицензий.

Восстановив Украину в правах, Беларусь теперь выдвигает встречное предупреждение. В заявлении белорусского МИД отмечается: "Мы ожидаем, что Украина обеспечит доступ белорусских товаров на свой рынок в режиме, установленном Договором о зоне свободной торговли, оперативно отменив соответствующие решения Межведомственной комиссии. В том же случае, если украинские решения вступят в силу, мы вынуждены будем принимать меры адекватного реагирования. Хотя надеемся, что по негативному сценарию события развиваться не будут, поскольку это не соответствует духу и уровню взаимодействия между нашими братскими странами".

До сих пор остается неясным, вступили ли украинские решения в силу. Официальные комментарии как Киев, так и Минск предпочитают не давать, а белорусские экспортеры пока не сообщают о проблемах, связанных с запретительными пошлинами.

Присоединение к санкциям Москвы

Не исключено, что между столицами ведутся непростые переговоры, которые касаются не только лицензий и пошлин, но и в целом дальнейшей судьбы торговых отношений Беларуси и Украины в контексте торговых санкций Кремля против Киева.

Как известно, Россия, ссылаясь на нарушения санитарных и производственных норм, с 28 июля запретила ввоз молочной продукции из Украины, а днем позже вступил в силу запрет на овощные, фруктовые и рыбные консервы. На очереди – кондитерские изделия.

С 8 июля Украина также была ограничена в поставках говядины, аналогичные меры приняты и в отношении Молдовы. Последней, помимо этого, с 21 июля запрещено экспортировать в Россию плодоовощную продукцию. Эксперты связывают эти меры с подписанием Украиной и Молдовой соглашений об ассоциации с Европейским союзом.

В конце июня на заседании Евразийской экономической комиссии России не удалось добиться согласования резолюции об изменении режима для украинских товаров, поскольку Казахстан и Беларусь высказались против. Тогда вице-премьер РБ Сергей Румас заявил, что пока сложно оценить угрозу для экономик стран-участниц Таможенного союза, и поэтому нет необходимости столь срочно принимать подобные решения.

Однако, если Москве удастся вывести Киев и Кишинев из зоны свободной торговли, Астане и Минску, вероятно, придется следовать заданному курсу. Как заявил в начале июля первый вице-премьер России Игорь Шувалов, Молдова может быть исключена из Договора о зоне свободной торговли СНГ в соответствии со статьей 62 Венской конвенции о праве международных договоров, которая допускает прекращение или приостановку действия договора в случае коренного изменения обстоятельств.

В то же время, по имеющейся информации, Минэкономразвития РФ разработало несколько вариантов защиты от товаров из Украины и Молдовы в ответ на их проевропейский выбор.

Один из них предусматривает применение 6-го приложения к Договору о зоне свободной торговли СНГ, согласно которому страны-участницы ЗСТ могут устанавливать ненулевые ставки таможенных пошлин в отношении товаров из стран зоны, если произошел существенный рост импорта зарубежных товаров в одну из стран. Другой вариант – приостановление действия Договора о ЗСТ для "непокорной" страны, при условии доказательства нарушения ею договора или коренного изменения ситуации, при которой договор был подписан.

Таким образом, все идет к тому, что Россия может потребовать от своих партнеров по Таможенной "тройке" принять аналогичные жесткие меры в отношении украинской и молдавской продукции, чтобы предотвратить ее проникновение на российский рынок. В этом случае Минску могут пригодиться решения Украины о спецпошлинах: угрозу национальным интересам Беларуси, вызванную ссорой с Киевом, можно будет использовать как аргумент в споре с Москвой.

Признаки давления на Минск порой проявляются самым неожиданным образом. Например, 29 июля на сайте Россельхознадзора появился пресс-релиз о телефонных переговорах заместителя руководителя Россельхознадзора Евгения Непоклонова с главным госветинспектором РБ Юрием Пивоварчиком. В нем утверждалось, что господин Пивоварчик якобы выразил готовность усилить контроль за украинской молочной продукцией и обещал рассмотреть вопрос о присоединении к ограничительным мерам РФ в части молока и мяса.

Примечательно, что белорусская сторона ни словом не обмолвилась о переговорах с Россельхознадзором на столь деликатную тему. В Департаменте ветпроднадзора МСХ РБ вообще не принято обнародовать "внутреннюю кухню", поэтому пресс-релиз Россельхознадзора выглядит как откровенный нажим.

По всей видимости, это лишь начало передела рынков в условиях новой геополитической реальности на постсоветском пространстве.

Источник