Вход

Кризис на туристском рынке Казахстана: Уроки инцидента с «Гульнар Тур»

17 июля 2014 12:05
На туристском рынке Казахстана сложилась критическая ситуация, вызванная скандалом вокруг одного из крупнейших туроператоров страны – ТОО «Гульнар Тур». По предварительным данным, от действий компании пострадали тысячи казахстанцев, а общий ущерб оценивается в 30 миллионов тенге. Этот инцидент привлек пристальное внимание к эффективности государственного регулирования в сфере туризма. В ответ на сложившуюся ситуацию государственные органы оперативно предприняли меры по её урегулированию. Комитет индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий РК совместно с акиматами в 17 регионах страны учредил рабочие штабы и круглосуточные «горячие линии». В состав этих штабов вошли представители государственных и местных исполнительных органов, депутатского корпуса и турбизнеса. Благодаря их усилиям, все пострадавшие туристы были успешно вывезены из Турции регулярными и чартерными рейсами. Происшествие с ТОО «Гульнар Тур» ярко продемонстрировало несовершенство действующей системы государственного регулирования туристской отрасли и актуальность усиления роли государства во взаимодействии между властью и участниками рынка. Особое внимание требуется уделить регулированию отношений и четкому разграничению обязательств между туроператорами и турагентами. Ранее, с 30 января 2012 года, было отменено государственное лицензирование туристской агентской деятельности, что позволило осуществлять её без получения лицензий – они остались обязательными только для туроператоров. Однако, турагенты обязаны в течение пяти рабочих дней после заключения договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ГПО) направлять заявление в Комитет индустрии туризма МИНТ РК для внесения сведений в государственный реестр. Ожидалось, что отмена лицензирования будет способствовать развитию туризма, но, как показывают события, такое снятие административного барьера может негативно сказаться на качестве услуг и привлечь в отрасль недобросовестных игроков. Эксперты отмечают, что лицензия не только подтверждает принадлежность к профессиональному рынку, но и выполняет дисциплинирующую функцию, являясь индикатором доверия для потребителей. Представители рынка отмечают, что многие клиенты воспринимали «Гульнар Тур» как единственного крупного туроператора и авиаперевозчика. Сейчас другим крупным туроператорам приходится убеждать клиентов в наличии собственных блоков мест на авиарейсах. Туристы, имевшие подтвержденные брони в отелях, оплаченные «Гульнар Тур», но столкнувшиеся с проблемами перевозки, вынуждены самостоятельно приобретать авиабилеты. Инцидент не повлиял на ценовую политику. Ситуация усугубляется вопросом с авиакомпанией AtlasJet Airlines. Ассоциация туроператоров Республики Казахстан выступила с открытым письмом, выражая обеспокоенность судьбой пассажиров, купивших билеты на регулярные рейсы в Анталию этой авиакомпании. По мнению экспертов, AtlasJet Airlines фактически получила статус регулярного перевозчика, и, согласно законодательству о регулярных перевозках, ответственность за их выполнение несет именно авиакомпания. Однако, как отмечает Лаура Галиева, директор туроператора «Kazunion», AtlasJet Airlines занимает позицию невиновного, утверждая, что не получила средств от «Гульнар Тур», и прервала программу, планируя возобновить её с другим заказчиком. Это создает парадоксальную ситуацию, когда рейсы, продававшиеся как регулярные, фактически рассматриваются как чартерные, а авиакомпания отказывается от выполнения обязательств. Ключевое отличие регулярных рейсов от чартерных заключается в том, что при регулярном рейсе полную ответственность за перевозку несет сам перевозчик, тогда как при чартерном рейсе эта ответственность ложится на заказчика. Билеты на регулярные рейсы должны быть в свободной продаже, но в данном случае их невозможно было приобрести напрямую, а авиакомпания AtlasJet Airlines направляла запросы о покупке мест исключительно в «Гульнар Тур», что уже является нарушением правил регулярных перевозок. Тысячи билетов были выписаны ТОО «Гульнар Тур» на рейсы AtlasJet, но авиакомпания, ссылаясь на финансовую несостоятельность заказчика, отказывается перевозить пассажиров. Ассоциация туроператоров РК призывает государственные органы вмешаться и потребовать от AtlasJet Airlines соблюдения законов РК и выполнения всех обязательств перед пассажирами, купившими билеты до конца октября 2014 года. Ведь в разгар туристского сезона пострадали более 3 тысяч туристов, которые не смогут воспользоваться уже оплаченными турами по вине туроператора и турецкого авиаперевозчика. Ежегодно Казахстан сталкивается с аналогичными проблемами на рынке выездного чартерного туризма. В прошлом году это были банкротства турецкой авиакомпании SkyAirlines и туроператора «Qualitum», в 2012 году – «On Travel». Масштабы таких инцидентов с каждым годом только увеличиваются. Выражается надежда, что представители государственных органов, в частности Комитета гражданской авиации, и туристских компаний извлекут уроки из этого печального опыта, устранят все выявленные недочеты и примут меры для надежной защиты туристов, чтобы они могли спокойно наслаждаться своим отдыхом.
Источник