Перспективы Таможенного союза (ТС) в плоскости реальной экономики пока остаются предметом ожесточенных дискуссий, где сотрудничество нередко уступает место жесткой конкурентной борьбе. Многие казахстанцы по-прежнему воспринимают действия России в рамках ТС как агрессивное экономическое наступление, негативно сказывающееся на отечественных производителях и населении. Отсутствие доверия является ключевым фактором, подрывающим диалог, чему способствует постоянная подмена понятий, призванная создать иллюзию устойчивого роста и отсутствия проблем. Однако манипулирование статистическими данными, целью которого является сокрытие существующих шероховатостей, в долгосрочной перспективе не принесет выгоды ни одной из сторон.
В качестве основного индикатора качества интеграционных процессов российская сторона часто оперирует показателем «товарооборот» между Казахстаном и Россией. Этот показатель демонстрирует неуклонный рост, значительно ускорившийся после запуска ТС. Пресс-служба Счетной палаты РФ недавно сообщила, что за период функционирования ТС «взаимный товарооборот государств-участников вырос на 36%». Согласно данным, приведенным КазТАГ со ссылкой на Счетную палату, взаимная торговля стран-участниц увеличилась с $47,1 млрд в 2010 году до $64,1 млрд в 2013 году, при этом темпы прироста объемов взаимной торговли несколько опережали темпы прироста объемов внешней торговли стран-участниц. Российские эксперты также высоко оценили достигнутый уровень интеграции между Казахстаном, Россией и Беларусью, отметив качественное улучшение структуры взаимного товарооборота: доля топливно-энергетических товаров сократилась с 41% в 2011 году до 33% в 2013 году, а доля машин и оборудования в 2013 году превысила 20%.
Несмотря на кажущуюся впечатляемость этих данных, возникает закономерный вопрос: почему именно объем товарооборота представлен как главный показатель качественной взаимной торговли? Ведь товарооборот отражает лишь общую стоимость товаров, пересекающих границы. При этом редко предметно обсуждается реальное состояние импорта и экспорта между нашими странами. Если рассматривать конкретно Казахстан и Россию, то в прошлом году ситуация была следующей: товарооборот между странами составил $11,8 млрд (по данным портала внешнеэкономической информации при Министерстве экономического развития РФ), увеличившись на 10,2% по сравнению с предыдущим годом. Однако в структуре этого товарооборота поставки из России доминировали, превышая объем встречных поставок из Казахстана в 2,7 раза. Экспорт Казахстана в Россию составил $3,2 млрд (рост на 3,2% к январю-июню 2012 года), в то время как импорт из России достиг $8,6 млрд (рост на 13%). В результате для Казахстана сложился отрицательный торговый баланс в размере $5,4 млрд.
Признавая разницу в масштабах экономик, можно предположить, что преобладание российского импорта над казахстанским экспортом является нормальной ситуацией. Однако, как говорится, «дьявол кроется в деталях». Благодаря ТС и активному лоббированию Россией своих интересов в сфере импорта машин, Казахстан стал крупным покупателем российского автопрома, качество которого нередко вызывает вопросы даже у самих россиян. Анализ таможенной статистики внешней торговли России показывает резкий рост экспорта автомобилей в Казахстан. Так, если в 2011 году объем продаж легковых автомобилей составил около $146 млн, то уже в следующем году он увеличился до $433 млн, а в прошлом году в Казахстан было ввезено автомобилей на сумму почти $909 млн. Согласно последним данным, текущий год еще не завершился, но в Казахстан уже экспортировано легковых машин более чем на $321 млн. Рост по грузовым машинам не столь стремительный, но также заметен: с $133 млн в 2011 году до $227 млн в прошлом году. Важно отметить, что это лишь две позиции из обширного ряда направлений экспорта российского автопрома и производителей оборудования.
Султан Акимбеков, директор Института мировой экономики при Фонде Первого президента, в статье для журнала «Россия в глобальной политике» отмечает: «Обычно в экспертном сообществе наших стран дипломатично говорят об общем росте товарооборота за время работы ТС, не указывая на состояние экспортно-импортного баланса. Иначе придется согласиться с тем, что либерализация внешней торговли в рамках объединения не принесла Астане конкретных результатов. При этом за годы существования Таможенного союза Казахстан становился все более важным рынком сбыта для российской экономики. Об этом свидетельствуют не только сухие цифры, но и качественные показатели. Например, 26% всего импорта из России в Казахстан составляют машины и оборудование. В денежном выражении по итогам 2012 года это $4,5 млрд. При этом в структуре российского экспорта машиностроительная продукция по итогам 2012 года составила 5%, в денежном выражении – $26 млрд. Часть этого объема составляет продукция военного назначения. Так, самой крупной статьей экспорта из России в 2012 году были летательные аппараты ($3,1 млрд). Это военные истребители. Гражданский экспорт продукции машиностроения составляет примерно половину от этого объема. Получается, что Казахстан обеспечивает рынок сбыта примерно трети всего невоенного машиностроительного экспорта из России, и в этом, несомненно, большую роль играет ТС».
Политолог Расул Жумалы высказался более жестко: «Приведение официозом абсолютных цифр зачастую имеет целью скрыть те или иные изъяны и создать ощущение позитива. Да, действительно рост есть, и он существенный. Но это достигнуто не за счет качества и конкурентоспособности российских, белорусских или казахстанских товаров. Просто страны ТС отгородились от всего мира высокими российскими пошлинами. И если, например, раньше мы покупали «Мерседес», скажем, за $15 тыс., то теперь он стоит все $25 тыс. В итоге мы стали заложниками ситуации, когда приходится выбирать между качественным товаром из третьих стран по очень дорогой цене, либо отсталым морально устаревшим российским хламом по более-менее доступной цене. То есть по сути отмеченный рост товарооборота достигнут за счет карманов простых граждан. Более того, мы умудряемся таким образом финансировать экономику чужой страны, России». Эксперт также подчеркнул, что за четыре года работы ТС значительно ухудшилось качество торговли. В частности, если в 2009 году торговое сальдо Казахстана с Россией было практически нулевым (объемы импорта и экспорта совпадали), то к 2014 году экспорт Казахстана в Россию сократился вдвое относительно импорта. «По существу речь идет об игре в одни ворота, ворота Казахстана. И даже при этом Россия чинит всякие надуманные препоны, дабы не допускать казахстанские товары на свой рынок. Получается, что обязательства в рамках ТС действуют в отношении Казахстана, но не России», — заключил господин Жумалы.
Таким образом, достижение качественно нового уровня сотрудничества возможно только при условии обоюдной честности. А она, как показывают наблюдения, начинается с открытого и правдивого информационного освещения нашего сотрудничества, признания существующих проблем, без чего укрепление доверия представляется маловероятным.

