Весной 2015 года в Казахстане начнет свою деятельность новая авиакомпания Air Kazakhstan. Об этом стало известно на прошлой неделе со слов президента компании Нуржана Шакирова. Авиаперевозчик планирует приобрести десять самолетов Q400 Next Gen и приступить к выполнению первых рейсов, начиная с указанного периода. Стоимость одного такого самолета, по каталогу компании Bombardier, составляет около $30 млн, однако Air Kazakhstan приобретет их по цене $23 млн за единицу.
Основные операционные хабы Air Kazakhstan будут расположены в трех крупнейших городах страны: Астане, Алматы и Атырау.
Первоначальная подготовка пилотов будет осуществляться в Канаде. Планируется, что в течение первого года значительная часть экипажей будет сформирована из местных специалистов, что подчеркивает стремление к локализации управления и персонала. Марк Гилберт, директор по развитию бизнеса и продажам в России и СНГ компании Bombardier, отметил, что на начальном этапе в компании будут работать иностранные сотрудники, но конечная цель – полная передача управления в руки казахстанских специалистов.
Ключевая задача новой авиакомпании – обеспечение безопасных перевозок, при этом сохраняя доступность цен для пассажиров. Нуржан Шакиров заявил, что ожидается снижение стоимости билетов по сравнению с текущими тарифами, однако точные цифры пока преждевременны для объявления.
Идея создания Air Kazakhstan возникла на фоне давней проблемы высоких цен на авиаперелеты в Казахстане, особенно на внутренних маршрутах. Эта ситуация регулярно вызывает недовольство граждан. Авиакомпании часто объясняют рост стоимости билетов увеличением цен на авиационное топливо или введением топливных сборов.
Например, с 5 апреля 2012 года авиакомпания «Эйр Астана» ввела топливный сбор, что привело к росту цен на внутренние рейсы в среднем на 16%. Аналогичный рост наблюдается и на международных направлениях, где тарифы формируются в иностранной валюте. Так, стоимость перелетов в Западную Европу (например, Алматы-Лондон) увеличилась на 15,5%, в Восточную Европу (Алматы-Киев) – на 14,1%. Рейсы в Среднюю Азию (Бишкек, Ташкент) подорожали на 14,1-16,6%, а в Закавказье (Баку, Тбилиси) – на 18,6%. Естественно, это отразилось и на внутренних рейсах.
Высокая стоимость авиабилетов, особенно на внутренние рейсы, является серьезной заботой для властей. Создание Air Kazakhstan рассматривается как стратегическое решение для стабилизации ситуации и предложения более конкурентных цен.
Вопрос создания новой авиакомпании также приобретает дополнительное значение в контексте формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), договор о создании которого был подписан в конце мая в Астане. В казахстанских авиационных кругах существовали опасения, что в рамках концепции "открытого евразийского неба" российские и белорусские перевозчики могут диктовать ценовую политику и вытеснять местные компании с рынка из-за разницы в масштабах флота.
В мае казахстанские парламентарии уже отклонили идею "открытого неба", ссылаясь на риск неконкурентоспособности отечественных компаний. В этом контексте создание Air Kazakhstan представляется своевременной и адекватной мерой. Вместо того чтобы открывать рынок для потенциально более мощных зарубежных конкурентов, Казахстан создает собственного оператора, способного улучшить ценовую доступность внутренних перевозок.
Q400 – это 70-78-местный турбовинтовой самолет канадского производства, введенный в эксплуатацию в 2000 году. Он известен своей крейсерской скоростью в 667 км/ч, что делает его эффективным для региональных перевозок.
В феврале текущего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обсуждал планы по созданию Air Kazakhstan с президентом компании Bombardier Пьером Бодуэном, подчеркивая важность развития отечественной авиации для внутренних маршрутов. Ранее предполагалось, что компания начнет полеты к началу 2015 года, однако теперь запуск запланирован на весну того же года.

