Госорганы Казахстана продолжают закупать дорогие автомобили, игнорируя поручения Президента
09 июля 2014 17:08
На фоне неоднократных поручений Главы государства о переходе на автомобили отечественного производства, государственные органы Казахстана продолжают вызывать вопросы в обществе, объявляя тендеры на закупку дорогостоящих служебных транспортных средств. С начала 2014 года десятки таких тендеров на автомобили стоимостью свыше 40 тысяч долларов США (более 7,4 млн тенге) были зафиксированы на портале государственных закупок, демонстрируя стойкое предпочтение чиновников к представительским моделям.
В числе ведомств, проявивших интерес к элитным авто, оказались структуры правоохранительных органов, включая Департаменты внутренних дел областей, Верховный Суд, районные и областные акиматы, аппарат Парламента, ведомства из сферы образования и обороны, а также Министерство регионального развития. Этот широкий круг участников подчеркивает системность проблемы.
Особый резонанс вызвал тендер Департамента внутренних дел Костанайской области, который планировал приобрести служебный автомобиль класса F за 36 миллионов тенге. Требования к транспортному средству были весьма специфичны и включали улучшенную комплектацию, кожаный салон, подогрев сидений, семиступенчатую автоматическую коробку передач и двигатель объемом 4,7 литра. Хотя данный тендер в итоге был признан несостоявшимся, это не означает отказ от намерения. Законодательство Республики Казахстан предусматривает возможность осуществления закупки из одного источника в подобных случаях, что часто используется как лазейка для обхода конкурентных процедур и приобретения желаемой модели.
Министерство внутренних дел Казахстана также активно участвовало в таких процессах, завершив три тендера на приобретение девяти машин общей стоимостью, превышающей 12 миллионов тенге. Примечательно, что в некоторых из этих конкурсов, объявленных в январе, участвовала лишь одна компания – ТОО «Агромашхолдинг». Отдельно стоит отметить, что подведомственная МВД организация «Информационно-производственный центр» приобрела автомобиль, цена которого ровно достигла отметки в 40 тысяч долларов США.
Проблема приобретения чиновниками дорогостоящих иномарок неоднократно и весьма жестко поднималась Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Еще в начале июля 2012 года Глава государства категорически запретил чиновникам покупать импортные автомобили, указывая на развитие отечественного автопрома: «У нас производят автомашины, а им (чиновникам) «Мерседесы» подавай. Пусть из кармана покупают. Немедленно запретить! Цены-то совсем другие, какие государственные средства тратятся?! Выйдите и посмотрите, какие автомобили Казахстан уже выпускает. Ниоткуда не надо завозить», – заявлял тогда Президент, призывая чиновников обратить внимание на продукцию, выпускаемую внутри страны.
Нурсултан Назарбаев также резко критиковал пристрастие к крупногабаритным автомобилям, проводя параллели с западными странами, где предпочтение отдается компактным и экологичным моделям для удобства парковки и снижения нагрузки на окружающую среду. Он весьма эмоционально осудил демонстрацию статуса через дорогие машины: «Наши же, только что разбогатевшие бывшие нищие скоро танки будут покупать, если бы продавали как легковые. Престижно, видите ли, на танках сидеть, и все смотрят на него! Полное бескультурье, необразованность и низкопробность этих людей», – подчеркнул Глава государства. Еще раньше, в январе 2012 года, Президент требовал приобретать автомобили исключительно отечественного производства с целью снижения нагрузки на государственный бюджет. Однако на тот момент на эти требования отреагировали лишь Комитет национальной безопасности, Министерство обороны и Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Определенные сдвиги в сторону исполнения президентских поручений наблюдались после этих заявлений. Так, уже в августе 2012 года министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев стал одним из первых членов правительства, показавших личный пример, пересев на автомобиль отечественной сборки – Skoda Superb B6. Позднее, в конце апреля 2014 года, аким Актюбинской области Архимед Мухамбетов, выступая перед крупными предпринимателями региона, призвал как представителей бизнеса, так и местных чиновников последовать его примеру, заявив о выделении средств районным акимам для покупки машин костанайского и восточноказахстанского производства. «Мы, исполнительные органы, покажем предпринимателям личным примером акцию поддержки отечественного производителя», – заявил тогда Мухамбетов.
Однако, несмотря на эти показательные примеры и громкие заявления, практика закупки дорогостоящих автомобилей государственными органами, похоже, не была полностью искоренена. Желание казахстанских чиновников ездить на дорогих машинах остается сильным стремлением «удивить коллег, выделиться и показать свою крутизну». Это подтверждается недавними примерами. Так, РГП «Казгидромет» обосновало приобретение дорогого авто за 7,2 миллиона тенге необходимостью «поддержания имиджа государства» и проведения встреч и проводов представителей Всемирной метеорологической организации. Аналогично, полицейские Алматинской области объяснили закупку двух машин за 7,5 миллиона тенге потребностью в сопровождении высокопоставленных государственных лиц и международных делегаций, ссылаясь на высокие технические характеристики, необходимые для обеспечения безопасности и представительности.
При этом часто во время тендерных процедур выясняется, что автомобили отечественной сборки «не соответствуют» тем или иным специфическим требованиям организаторов закупок. Этот аргумент, как правило, становится основанием для выбора импортных моделей. Такая схема, по мнению экспертов и наблюдателей, давно стала своего рода «традицией» для обоснования приобретения иномарок, прикрываясь заявлениями о «имидже» и «технических характеристиках», тогда как истинной, негласно признаваемой причиной является стремление к демонстрации высокого статуса и престижа. Автомобиль в сознании многих чиновников по-прежнему воспринимается не столько как средство передвижения, сколько как символ положения в обществе.