Вход

Решение жилищного вопроса в Казахстане: прогноз на 50 лет и текущие вызовы

19 июня 2014 10:02
На прошлой неделе в Сенате Парламента Республики Казахстан был озвучен тревожный прогноз относительно темпов решения жилищного вопроса в стране. Сенатор Куаныш Айтаханов заявил, что при сохранении текущей динамики реализации жилищных программ казахстанцам придется ждать решения этого вопроса на протяжении всей жизни. Особое внимание в своем выступлении сенатор уделил деятельности АО «Жилстройсбербанк Казахстана». Согласно представленной им информации, по состоянию на 1 июля 2013 года банк не освоил 41,5 млрд тенге из общего объема в 57 млрд тенге, что составляет 72% от выделенных средств. При этом, как было отмечено, «Жилстройсбербанк» за тот же период получил доход в размере 1,5 млрд тенге. На фоне этих данных жилищный вопрос для большинства населения республики остается крайне актуальным и нерешенным. Одним из перспективных направлений в решении жилищной проблемы г-н Айтаханов назвал индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Однако он подчеркнул, что в Казахстане этот сектор пока не развит на должном уровне. По итогам прошлого года общий объем введенного в эксплуатацию жилья по республике составил 6,8 млн квадратных метров, из которых 3,5 млн квадратных метров, или 52%, пришлось на индивидуальное жилье. Сенатор считает, что этот объем недостаточен для удовлетворения потребностей страны. «Если жилищное строительство будет продолжаться такими темпами, нам потребуется как минимум 50 лет для полного обеспечения населения жильем. Очередь на жилье огромна, и получается, что этот вопрос будет решаться практически всю жизнь», – отметил Куаныш Айтаханов на пленарном заседании Сената, где обсуждался отчет правительства и Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета за 2013 год. Сенатор также акцентировал внимание на необходимости всесторонней государственной поддержки строительства жилищного фонда. Первоочередным шагом, по его мнению, должно стать решение вопроса о выделении земельных участков для ИЖС. «Земельные участки для ИЖС выделяются только после создания необходимой инженерной инфраструктуры, и в связи с этим на обширной территории нашей страны фактически не выделяются земельные участки. Норма Земельного кодекса, касающаяся права граждан на земельный участок для ИЖС, не исполняется», – добавил депутат. Он привел данные, согласно которым в 2013 году в рамках жилищной программы на развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры было выделено 62,3 млрд тенге, но освоено из них было лишь 30%. По мнению Куаныша Айтаханова, необходимо значительно увеличить объемы выделяемых средств и многократно повысить темпы реализации программы. Сенатор не исключил, что для достижения этих целей может потребоваться принятие специального закона, направленного на обеспечение прозрачности и доступности выделения земельных участков для ИЖС. «Мы не должны забывать, что вопрос жилья является важнейшим социальным аспектом, напрямую влияющим на демографическую ситуацию в стране», – резюмировал Куаныш Айтаханов. **Законодательные инициативы и фактические трудности** В августе 2006 года Правительство Казахстана приняло постановление, законодательно закрепившее право каждого гражданина на безвозмездное получение 10 соток земли под ИЖС. Это решение было встречено с большим энтузиазмом. Тогда же были утверждены правила предоставления таких участков, за исключением тех, что предназначались для продажи через торги. Однако уже к 2010 году власти столкнулись с серьезными вызовами в реализации этой инициативы. В рамках программы жилищного строительства на 2011-2014 годы было предусмотрено, что массивы, отведенные под ИЖС, должны быть в обязательном порядке обеспечены инженерными коммуникациями. Это решение, хотя и оправданное с точки зрения комплексного развития территорий, значительно замедлило процесс предоставления земли под ИЖС, учитывая крайне низкую скорость строительства инфраструктуры. В результате по всей республике фактически прекратилось выделение участков для индивидуального строительства. Вероятно, государственные органы осознали, что изначально популистское по своей сути решение оказалось невыполнимым в практической плоскости. **Фактор спекуляции** Кроме того, в данном вопросе земельные участки неизбежно стали объектом спекулятивных операций. При бесплатном выделении земли очередь на ее получение становится практически бесконечной. Граждане, получившие участок, оформляют новые заявления на своих детей, внуков и других родственников. Впоследствии эти участки перепродаются третьим лицам. Рыночная стоимость земли растет, а те, кто успел получить множество участков, активно их реализуют, извлекая значительную прибыль. Это создает дисбаланс и препятствует реальному решению жилищного вопроса для тех, кто действительно нуждается в жилье.
Источник