В столице обсудили новую трехзвенную модель уголовного процесса, которая предусматривает согласование ключевых процессуальных решений с прокуратурой и направлена на усиление защиты прав предпринимателей, сообщает Деловой Казахстан.
На «круглом столе» присутствовали заместитель прокурора Нур-Султана Елдос Килымжанов, заместитель начальника Департамента полиции Рустем Шарибаев, заместитель руководителя Департамента экономических расследований Женис Аманбеков и заместитель директора Палаты предпринимателей Нур-Султана Куанышбек Мукаш.
Елдос Килымжанов сообщил, что с 31 декабря 2020 года прокуроры начали согласовывать важные процессуальные решения, и без их одобрения они считаются недействительными.
Основная цель реформы — это четкое разграничение полномочий между органами уголовного преследования, прокуратурой и судом на стадии расследования.
«Проще говоря, полиция должна прибыть на место происшествия, провести осмотр, опросить свидетелей, собрать доказательства и передать материалы прокурору. Прокурор оценивает доказательства и дает им правовую квалификацию. Если есть основания, выдвигает подозрение, готовит обвинение и затем доказывает вину в суде. Суд рассматривает жалобы, контролирует соблюдение прав и свобод человека и выносит окончательное решение», — пояснил Елдос Килымжанов.
В текущем году органами следствия принято более 17 тысяч решений, из них прокурорами согласовано более 13 тысяч. По данным городской прокуратуры, количество нарушений по делам с согласованными решениями снизилось в несколько раз, что подтверждается 4-кратным уменьшением нарушений конституционных прав граждан.
«Этот год является переходным, прокуроры согласовывают и утверждают ключевые процессуальные решения органов следствия. Со следующего года планируется полноценная реформа уголовной сферы, разделенная на три этапа», — добавил Килымжанов.
Заместитель директора Палаты предпринимателей Нур-Султана Куанышбек Мукаш отметил, что предприниматели положительно восприняли реформы, так как доверяют органам прокуратуры.
«Вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан, а также предпринимателей, качества уголовного преследования и правосудия остаются актуальными. Надеемся, что эта классическая модель уголовного процесса, основанная на практике стран ОЭСР, принесет свои плоды, обеспечив баланс общественных интересов и защиты прав человека», — отметил он.

