Вход

Премьеры «хорошо продвинулись»

16 апреля 2014 22:37

Проект Договора о Евразийском экономическом союзе близок к завершению

Руководители правительств стран-участниц Таможенного союза достигли значительного прогресса в подготовке проекта договора о создании Евразийского экономического союза, оставив техническую доработку на уровне вице-премьеров.

В центре внимания трехсторонних переговоров премьер-министров Казахстана, Российской Федерации и Беларуси, состоявшихся в Москве 15 апреля, находился проект основополагающего договора о Евразийском экономическом союзе. Этот документ, как известно, сопряжен с многочисленными сложностями и интенсивными дискуссиями. Всего за месяц до намеченного на май подписания выяснилось, что ряд ключевых вопросов, включая энергетику (нефть, нефтепродукты, газ), транспорт и сельское хозяйство, оставались несогласованными. Принятие решения о выводе обсуждений на политический уровень позволило преодолеть тупик.

По итогам встречи председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на брифинге подчеркнул значительный прогресс: «Мы добились продвижения по всем ключевым и чувствительным направлениям – в сфере нефти, нефтепродуктов, газа, транспорта, включая каботажные перевозки, а также сельского хозяйства. Наши позиции были успешно сближены».

Друг друга услышали

Аналогичное удовлетворение выразили главы правительств Беларуси и Казахстана. Михаил Мясникович, председатель Совета Министров Республики Беларусь, отметил: «В вопросе договора о создании Евразийского экономического союза сегодня был сделан серьезный шаг вперед. Фундаментальный принцип соглашения – формирование полноценного общего рынка без исключений и ограничений. Мы детально обсудили механизмы и сроки реализации этого принципа и пришли к большинству решений».

По мнению господина Мясниковича, достижение таких результатов на уровне рабочих групп было бы затруднительно, поскольку «даже при наличии высококвалифицированных экспертов, для решения подобных вопросов необходимы политическая воля и готовность к компромиссам».

Глава белорусского правительства акцентировал внимание на важности обеспечения равных экономических и конкурентных условий в рамках будущего Евразийского экономического союза. Он добавил, что участники переговоров пришли к согласию относительно того, что текст договора о ЕАЭС и его приложений должен преимущественно содержать нормы прямого действия, минимизируя отсылочные положения и «нечеткие формулировки», которые могут допускать двойственное толкование при возникновении разногласий.

Новоназначенный премьер-министр Казахстана Карим Масимов подчеркнул, что инициатива создания ЕАЭС принадлежит Президенту Нурсултану Назарбаеву, который остается твердым сторонником интеграции. Запланированные сроки и место подписания документа – Астана, третья декада мая – по его словам, «абсолютно реалистичны». Оценивая итоги московской встречи, казахстанский премьер заявил: «Не преувеличивая, хочу отметить, что мы стремились к взаимным компромиссам и учету интересов каждой из сторон, чтобы как для бизнеса, так и для граждан наших стран было очевидно: создание ЕАЭС соответствует их интересам. Мы получаем возможность не просто конкурировать, но и совместно формировать взаимовыгодные условия, находя решения, в том числе на внешних рынках. Убежден, что сегодня мы достигли такого взаимопонимания, услышали друг друга. Теперь задача Евразийской экономической комиссии – корректно оформить все достигнутые договоренности. Лично я выражаю глубокое удовлетворение принятыми сегодня решениями».

Представители СМИ стремились получить детали о конкретных пунктах, по которым были достигнуты соглашения, и тех, что еще требуют доработки. Однако Дмитрий Медведев деликатно пресек эти попытки, заявив: «Надеюсь, вы не ожидаете от нас подробного перечисления: какой пункт остается неурегулированным, где следует добавить дефис, а где убрать союз. Подобные обсуждения ведутся в закрытом режиме, и это оправдано».

Медведев выразил уверенность, что вице-премьеры в кратчайшие сроки «сформулируют юридически обязывающие положения», которые затем будут представлены на рассмотрение главам государств. «В целом, если эти подходы будут одобрены президентами, мы сможем констатировать, что соглашение достигнуто практически по всем аспектам», – оптимистично заключил российский премьер, добавив, однако, оговорку: «Жизнь многогранна, и я бы не стал выделять что-то конкретное. Есть определенные нюансы, требующие финальной доработки. Тем не менее, прогресс очевиден».

Глава белорусского правительства подтвердил наличие «моментов, требующих дальнейшего рассмотрения», в то время как премьер-министр Казахстана раскрыл «принцип справедливости», который лег в основу обсуждения проекта договора.

«Если экономические условия улучшатся в одной из стран ЕАЭС, это принесет выгоду и остальным двум», – пояснил господин Масимов. – «Развитие российской экономики будет выгодно как Казахстану, так и Беларуси. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной и обрабатывающей промышленности Беларуси принесет пользу всем нам. Создание новых отраслей в Казахстане, которых сегодня нет, будет выгодно и Беларуси, и России. Именно этот принцип справедливости и общее понимание легли в основу сегодняшнего диалога. Переговоры прошли успешно, теперь наша задача – зафиксировать достигнутые соглашения документально для последующего утверждения президентами».

Предварительные итоги и дальнейшие шаги

Ожидается, что встреча глав государств «тройки» состоится 29 апреля в Минске. Предполагается, что на этой встрече будут достигнуты окончательные договоренности по тем ключевым вопросам, решение которых требовало высшего политического уровня и выходило за рамки полномочий премьер-министров.

Следует отметить, что одним из наиболее сложных аспектов в процессе подготовки проекта соглашения оставались вопросы, касающиеся поставок нефти и нефтепродуктов. Беларусь последовательно выступала за полную отмену изъятий в данном секторе, включая прекращение квотирования поставок сырья и освобождение от обязанности перечисления в российский бюджет экспортных пошлин, полученных от реализации нефтепродуктов за пределами Таможенного союза. Казахстан, в свою очередь, настаивал на обеспечении беспрепятственного доступа к трубопроводной инфраструктуре для транспортировки энергоресурсов по территории Единого экономического пространства. Российская Федерация, в лице заместителя министра финансов Сергея Шаталова, выражала опасения, что отмена торговых квот и иных ограничений может привести к пятикратному увеличению субсидий со стороны России в адрес Беларуси и Казахстана, достигнув отметки в $30 млрд ежегодно.

В целом, наблюдается очередное противостояние политических целей и экономических интересов. Судя по оптимистичным заявлениям глав правительств, политические соображения вновь берут верх. Несмотря на скептические оценки прогресса интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, озвучиваемые как на уровне членов правительств, так и президентов, страны «тройки» демонстрируют готовность к заключению нового всеобъемлющего соглашения. Таким образом, ожидается, что Евразийский экономический союз начнет функционировать согласно плану – с 1 января 2015 года.

Тем не менее, следует признать, что любой компромисс имеет свою стоимость. Эта цена, возможно, не достигнет $30 млрд, но и не будет сводиться исключительно к принципу «общей выгоды», озвученному господином Масимовым.

В частности, в отношении Беларуси этот подход вряд ли окажется достаточным. Если в процессе формирования ЕАЭС не будут удовлетворены ее энергетические запросы, то убеждение страны потребует иных мер, например, предоставления новых кредитов. Показательно, что в день московских переговоров премьер-министров появилась информация об утверждении Советом Министров Республики Беларусь соглашения с российским правительством о выделении государственного финансового кредита. Хотя конкретная сумма и условия предоставления не раскрываются, экспертное сообщество предполагает, что это может быть подготовка к получению Минском второго транша кредита в размере $2 млрд, который был обещан Владимиром Путиным Беларуси в декабре 2013 года.

Источник