В конце февраля текущего года Правительство Казахстана приняло важное постановление, устанавливающее квоты на привлечение иностранной рабочей силы для реализации приоритетных проектов на 2014 год. Это решение направлено на оптимизацию процессов задействования зарубежных специалистов в ключевых отраслях экономики и является значимым шагом в регулировании трудовых ресурсов.
Согласно утвержденному документу, на текущий год запланировано привлечение 5142 иностранных специалистов для реализации восьми стратегически важных проектов. В числе этих проектов – строительство Актогайского и Бозшакольского горно-обогатительных комбинатов, которые суммарно примут 2720 человек (800 и 1920 соответственно). Расширение и реконструкция Экибастузской ГРЭС-2, включающая установку энергоблока №3, потребует 1286 специалистов. Еще 800 человек будут задействованы в строительстве Балхашской ТЭС. Проект создания каскада малых ГЭС на реке Коксу привлечет 90 специалистов. Кроме того, 81 иностранный специалист будет работать над созданием производства автомобилей марки «Ssang Yong» модели «Nomad» методом мелкоузловой (CKD) сборки, а 150 человек — на строительстве цементного завода. Постановление вступило в силу с момента его официального опубликования 24 февраля 2014 года.
Несмотря на принятие данного постановления, в Казахстане до сих пор отсутствует четко выстроенная и системная политика в отношении привлечения иностранных кадров, что порой приводит к спонтанным и не всегда логичным решениям. Например, в ноябре прошлого года были внесены изменения в закон «О занятости населения», позволяющие привлекать иностранных специалистов вне квоты для организации и проведения международной выставки EXPO-2017 в Астане, о чем сообщал тогдашний министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. Практика найма иностранных специалистов для конкретных целей имеет давнюю историю. Так, в феврале 2011 года были установлены квоты для предприятий, участвующих в государственной программе форсированной индустриализации, с одновременным ужесточением ограничений. К примеру, с 1 января 2012 года доля иностранных специалистов первой категории (руководящие должности) не должна была превышать 30% от общего числа работников данной категории, а для второй и третьей категорий — не более 10%. Эти меры отражают дилемму властей: с одной стороны, стремление защитить и развивать национальный кадровый потенциал, с другой — необходимость привлечения зарубежного опыта для реализации масштабных проектов.
Признавая важность развития местных кадров, никто не оспаривает потребность в иностранных специалистах. Компании, особенно западные, активно привлекают экспатов, а казахстанские работодатели часто нанимают зарубежных менеджеров на ключевые позиции. Исследование российской рекрутинговой компании Antal Russia выявило ключевые преимущества иностранных специалистов: опыт ведения бизнеса в развитых странах, прогрессивный западный стиль управления, инновационный подход к решению задач и качественное образование западных вузов. Они приносят с собой уникальную экспертизу в области общего менеджмента, технологий и новейших разработок в различных отраслях. В то же время, западные компании, в свою очередь, приглашают казахстанских специалистов для лучшего понимания местной ментальности и специфики ведения бизнеса.
Очевидно, что квотирование иностранных специалистов является временной мерой, призванной защитить отечественный рынок труда. В настоящее время действуют правила, согласно которым доля казахстанских работников в первой и второй категориях должна составлять не менее 70%, а в третьей и четвертой — не менее 90%. Эти ограничения будут действовать до вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое, по заявлению вице-министра экономики и бюджетного планирования Тимура Жаксылыкова в январе текущего года, планируется завершить в 2014 году. Вступление в ВТО принесет снижение таможенных пошлин и устранение дискриминации в торговле, но также потребует отмены квот на иностранных специалистов. Это означает, что казахстанским профессионалам придется конкурировать с зарубежными коллегами на равных условиях.
Для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности казахстанских компаний в условиях снятия квот необходимы системные изменения и стратегическое планирование. Предлагаются следующие меры:
Эти шаги помогут Казахстану минимизировать зависимость от иностранной рабочей силы и укрепить собственный кадровый потенциал в долгосрочной перспективе, обеспечивая устойчивый экономический рост и развитие.

