Вход

Будет ли Казахстан влиять на стоимость нефти?

29 января 2014 17:12

Нефть по-прежнему занимает доминирующее положение в глобальной энергетической структуре, что подтверждает ее критическую роль в мировой экономике. В этих условиях Международное энергетическое агентство (МЭА), в лице его главы Марии Ван дер Ховен, видит в Казахстане потенциально ключевого игрока, способного влиять на ценообразование нефти в Центральноазиатском регионе.

Г-жа Ван дер Ховен отмечает, что мировая энергетическая карта претерпевает значительные изменения. Центры потребления энергии постепенно перемещаются в Азию, что приводит к переориентации основных торговых маршрутов нефти в этом направлении. Такая трансформация неизбежно скажется на геополитической динамике нефтяного рынка, усиливая потребность в консолидированных действиях для обеспечения стабильности поставок. В этой связи, по ее мнению, Казахстану необходимо активно развивать свою нефтегазотранспортную инфраструктуру и вести твердые переговоры по вопросам ценовой политики в регионе.

Василий Якимкин, аналитик FIBO Group, разделяет мнение о возможностях Казахстана регулировать цены на нефть в Центральной Азии. Он считает, что это может быть достигнуто за счет существенного увеличения объемов добычи и экспорта, а также за счет создания современной логистической инфраструктуры для поставок. Однако, по его словам, для реализации такого сценария необходим опережающий рост спроса на фоне замедления поставок со стороны ОПЕК, стран Ближнего Востока и России, что представляется маловероятным. Г-н Якимкин также подчеркивает, что Казахстан теоретически мог бы использовать демпинг, но его возможности в этом плане ограничены.

В противовес этим перспективам, Айвар Байкенов, директор департамента аналитики компании «Асыл инвест», выражает сомнение в скорой реализации такого сценария. Эксперт указывает на текущие сложности, с которыми сталкивается Казахстан в наращивании объемов нефтедобычи и освоении новых месторождений. Например, в 2013 году общий объем добычи нефти и газового конденсата в республике составил около 81,8 млн тонн, при этом экспорт достиг 72,077 млн тонн.

Наина Романова, аналитик АО «BCC Invest», напоминает о долгосрочных планах Казахстана по освоению крупного месторождения Кашаган, запуск которого может увеличить годовую добычу нефти до 50 млн тонн. Тем не менее, по ее мнению, в ближайшие 10-15 лет ключевыми факторами, определяющими мировые цены на нефть, останутся крупнейшие страны-потребители, поскольку спрос является одним из основных драйверов ценообразования на глобальном рынке.

Действительно, наблюдается заметное смещение центров потребления нефти в Азию. Если ранее США были крупнейшим импортером, то за последние годы лидерство перешло к Китаю. Еще несколько лет назад Поднебесная опередила Соединенные Штаты по объемам закупок нефти из стран Персидского залива, а в 2013 году стала ведущим покупателем нефти у государств ОПЕК. По данным FIBO Group, в 2012 году Китай потребил 483,7 млн тонн нефти, тогда как США – 819,9 млн тонн. За последние пять лет потребление нефти в Китае увеличилось на 40%, что составляет в среднем 8% ежегодно. При этом Василий Якимкин отмечает, что в 2013 году объемы поставок нефти и газа из Казахстана составляли лишь около 13,8% от общего потребления Китая, а для всего Азиатского региона этот показатель был значительно ниже. Исходя из этого, эксперт заключает, что Казахстану будет крайне сложно стать доминирующим игроком на азиатском рынке нефти и диктовать свои цены, даже в долгосрочной перспективе.

Более того, Айвар Байкенов подчеркивает, что Китай может влиять на стоимость нефти не только как потребитель, но и как значительный производитель, обладающий крупными месторождениями легкой нефти. По мнению эксперта, наиболее реалистичным сценарием, при котором Казахстан мог бы оказывать существенное влияние на мировые цены на нефть, стало бы создание организации, подобной ОПЕК, способной посредством скоординированных действий устанавливать механизмы ценообразования.

Источник