Недавно Национальный банк Республики Казахстан подтвердил свое намерение ужесточить требования к банкам второго уровня (БВУ) относительно сокращения объемов неработающих кредитов (NPL) и ограничения темпов роста беззалоговых займов. Однако, учитывая опыт реализации предыдущих государственных инициатив и поручений, достижение заявленных целей в установленные сроки представляется маловероятным.
Создается впечатление, что государственные служащие, в частности финансовые регуляторы, оторваны от реальной экономической ситуации, устанавливая амбициозные задачи и масштабные цели, которые заведомо не могут быть выполнены в намеченные сроки. В качестве примеров можно привести результаты Государственной программы индустриально-инновационного развития, первоначальные сроки объединения накопительных пенсионных фондов (НПФ) до 1 июля текущего года, обещания регулятора внедрить Базель III с начала 2013 года. Особо показательными являются планы государства по выходу из капиталов банков «БТА», «Альянс» и «Темір» спустя пять лет после их принудительной национализации в 2009 году. Эти планы были полностью реализованы в срок только в отношении «Темірбанка» и лишь частично — по остальным финансовым учреждениям.
Хорошая мина при плохой игре
На этот раз инициатором очередных масштабных планов выступил Национальный банк. На декабрьской пресс-конференции новый глава ведомства, Кайрат Келимбетов, объявил о достижении соглашения с банками второго уровня по значительному сокращению доли неработающих займов (NPL) в течение ближайших двух лет.
Согласно стратегии монетарных властей, предполагается поэтапное снижение уровня таких займов: ниже 20% — к началу 2014 года, ниже 15% — к началу 2015 года и ниже 10% — к началу 2016 года. После этого порога ограничение на долю «плохих» кредитов будет закреплено в качестве пруденциальной нормы. В случае ее нарушения предусматриваются строжайшие меры, включая отзыв банковской лицензии и запрет для отдельных топ-менеджеров занимать руководящие должности.
«В ближайшее время мы примем решение, что с 1 января 2016 года невыполнение обязательств банками повлечет за собой соответствующие меры, — заявил господин Келимбетов. — Это отзыв определенных лицензий и т.д. Это очень серьезный сигнал, и банки нас услышали. Мы также активно работаем над этими вопросами с налоговым комитетом и Министерством финансов, чтобы обеспечить четкое понимание и поддержку при внесении изменений в законодательные акты».
В обмен на согласие сократить долю неработающих займов Кайрат Келимбетов обещал банкам упрощение процедур банкротства для заемщиков, а также продление после 2013 года действия нормы об освобождении от налогов резервов, восстанавливаемых при списании «плохих» активов за баланс.
Кроме того, предполагается, что проблема с проблемными займами будет решаться посредством дочерних организаций банков по управлению стрессовыми активами, коллекторских агентств и специально созданного Фонда проблемных кредитов Национального банка.
Однако, как показывает практика очистки банковских балансов от «токсичных» активов, начиная с создания Фонда стрессовых активов в ноябре 2008 года и заканчивая формированием Национальным банком Фонда проблемных кредитов в апреле прошлого года, существенных подвижек в этом направлении не произошло. Очередная инициатива главного банка также имеет все шансы на провал, и этому есть ряд причин.
Как признался сам Кайрат Келимбетов на пресс-конференции, по состоянию на 1 декабря текущего года общий объем неработающих займов в банковском секторе достиг 4,158 трлн тенге (примерно 27 млрд долларов), что составляет 31,4% от совокупного кредитного портфеля БВУ. «Мы являемся мировым лидером по доле неработающих кредитов. Государство в 2014 году сосредоточит свое внимание на повышении эффективности денежно-кредитной политики. Будет рассмотрена возможность перезапуска системы кредитования», — заявил глава Нацбанка на брифинге в Службе центральных коммуникаций в минувший понедельник.
В то же время, международные рейтинговые агентства, такие как Moody’s Investors Service и Fitch Ratings, оценивают долю проблемных займов, включая реструктуризированные кредиты, на уровне 40% и выше. Даже опираясь на официальные данные, очевидно, что снижение доли неработающих кредитов ниже 20% к началу 2014 года является уже невыполнимой задачей.
Нереалистичными выглядят и планы Национального банка по снижению доли NPL ниже 10% к началу 2016 года, особенно если учесть, что у наиболее проблемных участников банковского рынка уровень неработающих займов в ссудном портфеле у одних приближается к 50%, а у других уже значительно превысил эту отметку.
Так, в АО «БТА Банк» на начало ноября текущего года доля кредитов с просрочкой платежей в ссудном портфеле составляла 83,2%. Ситуация была лишь немного лучше в АО «Альянс Банк», АО «АТФБанк» и АО «Темірбанк», где этот показатель достигал 55%, 48,5% и 45,3% соответственно. Даже у АО «Казкоммерцбанк», который в последнее время не испытывал серьезных трудностей, уровень таких займов на конец октября достиг 32,9%. Каким образом Национальный банк намерен всего за два года добиться от перечисленных банков сокращения этого показателя в 8, 5, 4 и 3 раза соответственно, остается неясным.
Проблема заключается не только в высоком уровне неработающих займов, но и в их адекватной оценке. Напомним, что бывший председатель Национального банка Григорий Марченко в свое время объяснял неэффективность Фонда проблемных кредитов нежеланием банков соглашаться с размером дисконта, предлагаемого ФПК за неработающие займы. «Поэтому процесс (передачи NPL в фонд – ред.) идет медленно, но кто в этом виноват, на мой взгляд, совершенно очевидно. Но банки никогда в этом не признаются», — заявил Григорий Марченко на июньской пресс-конференции. Примечательно, что на тот момент в ФПК было передано всего четыре проблемных займа.
Более того, как отмечали сами банкиры, передача «плохих» кредитов даже в дочерние организации банков по управлению стрессовыми активами затрудняется из-за излишней бюрократизации процедур Национального банка. Главный регулятор имеет эксклюзивное право принимать окончательное решение о том, какой кредит разрешать, а какой нет передавать банкам своим антистрессовым «дочкам».
В этой ситуации озвученные Кайратом Келимбетовым планы по очистке банков второго уровня от проблемных займов выглядят не более чем благими намерениями, без реальной возможности достижения поставленных целей в установленный срок.
Две стороны одной медали
Более перспективными выглядят запланированные Национальным банком меры по ограничению темпов роста выдачи беззалоговых потребительских кредитов. В настоящее время их доля в общем ссудном портфеле казахстанских банков составляет 15%, в то время как в России — более 30%, а в европейских странах — более 50%. Однако, по мнению главного банкира, ключевая проблема заключается не в абсолютном объеме выданных беззалоговых займов, а в чрезвычайно высокой скорости их выдачи.
«С 1 января по 1 октября 2013 года объем таких займов увеличился более чем на 100%, — пояснил глава ведомства. — Когда кредитный портфель за столь короткий период времени удваивается, безусловно, возникают вопросы о качестве заемщиков, получающих кредиты. Также возникают вопросы относительно готовности систем управления рисками банков адекватно оценивать принимаемые риски».
Для предотвращения «перегрева» на рынке потребительского кредитования Национальный банк совместно с представителями БВУ разработал три превентивные меры:
Во-первых, с 1 февраля 2014 года ежегодный рост выдачи беззалоговых займов в каждом банке должен быть ограничен 30%.
Во-вторых, с 1 апреля 2014 года ежемесячные платежи по обслуживанию долга заемщика не должны превышать 50% от его официального дохода. «Заемщики должны будут подтверждать это документально. Планируется, что с 1 января 2017 года, когда будет введено всеобщее декларирование доходов, это станет очень жестким требованием. Сегодня мы прорабатываем нормативно-правовые документы с банками, где ответственность за соблюдение этого отношения будет в основном возлагаться на банки второго уровня», — разъяснил банкир.
В-третьих, коэффициент взвешивания риска для потребительских кредитов будет повышен с 75% до 100% (ранее обсуждалось 150%). Эта мера также вступит в силу с 1 апреля следующего года.
Разумеется, принятие превентивных мер, направленных на предотвращение формирования очередного «пузыря» на кредитном рынке, следует только приветствовать. Однако, как отмечают эксперты, существует и обратная сторона медали: ограничение беззалогового кредитования может привести к снижению потребительского спроса, что негативно отразится на розничной торговле и темпах экономического роста. В то же время, следует ожидать сокращения объемов импорта, особенно бытовой техники, в страну.
Другим возможным последствием ограничения беззалогового кредитования станет снижение прибыльности банков, особенно тех, для кого выдача экспресс-займов является ключевым видом деятельности.
Еще одним следствием планируемых мер может стать замедление в краткосрочном периоде улучшения качества кредитных портфелей БВУ. Это объясняется тем, что в условиях отсутствия эффективных механизмов по списанию проблемных займов и нежелания банкиров продавать их с существенным дисконтом в ФПК, одним из способов улучшения качества активов остается наращивание выдачи новых, более качественных кредитов.

