В рамках стратегии социальной модернизации Казахстана, озвученной президентом 10 июля 2012 года, одним из ключевых направлений стало реформирование профсоюзного движения. Глава государства подчеркнул, что действующий Закон о профсоюзах, принятый в 1993 году, не содержит понятий о социальном партнерстве и эффективных механизмов заключения и исполнения коллективных договоров. Это приводит к тому, что профсоюзные институты не всегда способны выступать в качестве действенного инструмента предотвращения и разрешения трудовых споров.
Анализ, проведенный Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, выявил ряд проблем в работе профсоюзов. Среди них – отсутствие единой политики и системной работы между республиканскими, отраслевыми, региональными и локальными объединениями. Отмечена также недостаточная ответственность профсоюзов и их членов за принимаемые решения, а также отсутствие единых требований к уставам и четких законодательно определенных прав и обязанностей профсоюзов.
Учитывая эти сложности, профильное министерство инициировало пересмотр существующего законодательства. Предлагаемые изменения направлены на централизацию профсоюзного движения, что, по мнению ряда экспертов, может привести к созданию искусственных монополий. Многие специалисты считают, что акцент в изменениях сделан на организационные вопросы, в то время как качество и соответствие законодательных норм социальным реалиям страны остаются менее проработанными.
Для всестороннего обсуждения этих противоречий Институт общественной политики партии «Нур Отан» совместно с аналитической группой «КИПР» организовали «круглый стол», собрав ведущих специалистов в этой области.
Как подчеркнул Акмади Сарбасов, председатель Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения, обсуждаемые поправки призваны способствовать модернизации профсоюзного движения.
Однако генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана Мурат Машкенов выразил обеспокоенность тем, что создание профсоюзов по производственно-отраслевому принципу может ограничить права работников сферы малого и среднего бизнеса, где отраслевой основы часто нет. Он отметил, что в Казахстане насчитывается 2,7 млн самозанятых граждан, которые в рамках предложенных изменений могут лишиться права объединяться в профсоюзы. Кроме того, по мнению г-на Машкенова, формирование искусственной монополии увеличит уязвимость работников перед работодателями, так как узкому кругу лиц будет проще договариваться с меньшим количеством посредников. «Новые меры никак не помогут профсоюзам завоевать доверие своих членов, что напрямую сказывается на эффективности их деятельности», – заключил он.
В то же время Петр Своик, председатель Алматинской антимонопольной комиссии, высказал иную точку зрения, утверждая, что монополизация не столь опасна, как может показаться. Он допустил возможность существования нескольких профессиональных союзов в модернизированной системе и подчеркнул, что ограниченное количество партнеров социального диалога может быть залогом успеха инициативы министерства, сравнив ситуацию с парламентами, где «чрезмерный мультипартизм не приносит должных результатов». Г-н Своик считает, что монополию можно совместить со свободой выбора членов профсоюза, если разработчики четко разграничат права и обязанности. «Любой работник не обязан вступать в профсоюз, он должен иметь на это право. Профсоюз любых размеров не обязан выстраиваться в определенную вертикаль, он должен иметь на это право», – пояснил эксперт. Однако, по его мнению, предложенные изменения недостаточно прорабатывают взаимосвязь между профсоюзами и работодателями, а также с правительством, и неясны обязательства официальных властей в новой схеме. Поэтому разработчикам следует уделить внимание обязанностям государства в пересмотренной системе.
Диаметрально противоположное мнение озвучила Эльвира Пак, руководитель офиса Фонда им. Фридриха Эберта в Алматы. Она категорически выступила против любых проявлений монополии или олигополии, настаивая на автономном регулировании рынка. Г-жа Пак отметила, что трудовые конфликты присущи любой стране, и задача состоит в том, чтобы профсоюзы и работодатели могли самостоятельно вести переговоры и находить общий знаменатель. Она также предложила сделать внутреннюю финансово-бюджетно-экономическую информацию предприятий доступной для профсоюзов, что, по ее мнению, отвечает интересам самих работодателей. При этом государство не должно выступать в роли контролера, а решение трудовых конфликтов должно оставаться прерогативой сторон, а не государственных органов.
На сегодняшний день в Казахстане действуют более 800 профсоюзов, объединяющих свыше 2,5 млн работников, что составляет около 30% занятого населения. Людмила Белова, председатель совета директоров компании SmartSolutionPersonal, обратила внимание на оставшиеся 70% активного населения, которые не участвуют в социальном диалоге. Она задалась вопросом: «В чем же сила поправок к существующему закону? Договорившись с 30%, как же будет выстраиваться взаимодействие с остальными? Кто будет отстаивать интересы большинства?»

