Согласно данным аналитической компании Gemius SA, аудитория активных пользователей интернета в Казахстане достигает внушительных 6,6 миллиона человек. Особенностью является то, что более половины этой цифровой аудитории, а именно 52%, составляют граждане в возрасте 16 лет и старше, что указывает на зрелость основного контингента пользователей.
Одной из наиболее уникальных характеристик казахстанского сегмента интернета, как отмечает Паул Мазурек, менеджер департамента международного бизнеса компании Gemius SA, является заметное преобладание женщин над мужчинами по множеству ключевых показателей. В частности, женская часть аудитории численно превышает мужскую: 3,52 миллиона женщин активно используют интернет против 3,13 миллиона мужчин. Это означает, что женщины формируют 53% от общего числа активных пользователей, в то время как мужчины составляют 47%. Г-н Мазурек подчеркнул, что такая динамика, когда мужчины демонстрируют относительно меньшую онлайн-активность, является достаточно необычной для быстрорастущих рынков. Данная тенденция также подтверждается объемом просмотренных веб-страниц: 52% всего интернет-трафика приходится на женщин, тогда как мужчины генерируют 48%.
Еще более показательным фактом является то, что женщины лидируют и по времени, которое они проводят в Сети. В среднем, пользовательницы Казнета посвящают интернету 9,47 часа, в то время как мужчины проводят в онлайне 8,16 часа, что указывает на более глубокую вовлеченность женской аудитории.
По оценке Gemius SA, уровень проникновения интернета в Казахстане, с учетом обширности территории страны, можно охарактеризовать как средний. На текущий момент темпы роста интернет-аудитории в республике развиваются медленнее среднего. Однако эксперты Gemius SA прогнозируют значительное и, возможно, колоссальное увеличение аудитории Казнета в ближайшем будущем. Ожидается, что этот рост будет главным образом стимулирован активным включением в цифровую среду представителей молодого поколения страны, чья онлайн-активность уже сейчас демонстрирует стремительные темпы увеличения. В то время как число пользователей старше 16 лет продолжает стабильно расти, сегмент младше 16 лет демонстрирует по-настоящему динамичный подъем.
Владимир Меркушев, руководитель веб-направления популярных сайтов "Крыша" и "Колеса", предполагает, что основной прирост аудитории Казнета в первую очередь будет происходить за счет пользователей из регионов. Также значимым фактором станет дальнейшее массовое распространение мобильных устройств с возможностью подключения к интернету. В Казахстане уже прослеживается устойчивая тенденция роста мобильного трафика: если в 2011 году его доля составляла всего 2% от общего объема, то к 2013 году этот показатель существенно увеличился, достигнув 15%.
Наиболее многочисленной возрастной категорией среди казахстанских интернет-пользователей остается группа "20-29 лет", составляющая значительные 30% от общей аудитории. Группы "16-19" и "30-39" демонстрируют сравнительно схожие показатели – 22% и 23% соответственно. Пользователи в возрасте "40-49 лет" формируют 18% аудитории, а "50-64 лет" – 6%. Самой малочисленной группой, замыкающей статистику, является категория "65+", на долю которой приходится всего 2% пользователей.
Как и во многих других странах мира, в Казахстане наблюдается повышенная активность интернет-пользователей с высшим образованием. Их численность достигает 2,6 миллиона человек, и именно они, как правило, проводят наибольшее время в Сети по сравнению с другими демографическими группами.
Российские социальные сети традиционно остаются наиболее посещаемыми платформами среди казахстанцев. Тем не менее, важной отличительной чертой Казнета является то, что значительная часть времени пользователей уделяется именно отечественным веб-ресурсам. Эту особенность подчеркнул г-н Мазурек, заключив: "Несмотря на широкую доступность международных сайтов, местный контент по-прежнему сохраняет ключевое значение для эффективного привлечения и удержания аудитории".

