Вход

Как решить квартирный вопрос?

18 июня 2013 08:30

Как решить квартирный вопрос в Казахстане?

В ходе недавнего заседания комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан вице-министр регионального развития Серик Нокин представил тревожный прогноз: в ближайшем будущем очередь на жилье в стране может в десять раз превысить объемы его строительства. Он отметил наличие серьезных проблем в вопросах обеспечения жильем очередников, объясняя это, в частности, тем, что с 2012 года постановка на учет для получения жилья из государственного жилищного фонда осуществляется через ЦОНы по стандарту «Государственные услуги». При этом для работников бюджетной сферы и государственных служащих требования к размеру дохода законодательно не установлены.

Вице-министр подчеркнул, что сложившаяся ситуация ведет к ежегодному росту общей очереди на 50-60 тысяч семей, в то время как ежегодное строительство жилья для очередников в рамках программы «Доступное жилье» составляет лишь около 6 тысяч квартир. Таким образом, ежегодный прирост очередников будет в десять раз больше объемов вводимого в эксплуатацию жилья. Серик Нокин выразил убеждение, что данная проблема требует неотложного законодательного урегулирования.

Смена акцентов в жилищной политике

С одной стороны, рост населения неизбежно ведет к увеличению жилищной очереди, с другой – возможности государства по масштабному строительству жилья ограничены. Для понимания сложности ситуации полезно обратиться к опыту других стран, например, России.

К концу 2011 года московские власти сообщали о сокращении жилищной очереди не только за счет предоставления нового жилья, но и благодаря реализации различных социальных программ, таких как предоставление социальной ипотеки и временного жилья. При этом схема безвозмездного предоставления жилья в Москве оставалась действующей. В сентябре 2011 года руководитель департамента жилищного фонда города Николай Федосеев заявил о сокращении очереди на 101,6 тысячи семей за последние 20 лет, подтвердив намерение столичных властей продолжать политику бесплатной выдачи жилья.

Однако уже в октябре 2012 года мэр Москвы Сергей Собянин предложил принципиально иной подход к решению жилищного вопроса. По его словам, жителям следует изменить свое представление о решенности квартирной проблемы. Критерием успеха, по мнению Собянина, должно стать не владение отдельной жилплощадью, а переход на постоянную долгосрочную аренду жилья, будь то у города, коммерческих структур или частных лиц. Он отметил, что в большинстве стран мира жилье арендуется, а не приобретается в собственность в таких масштабах, как в России. Москва, по его словам, вынуждена строить меньше всех в стране, фокусируясь на минимальных объемах для очередников и жителей ветхих пятиэтажек.

Ситуация в Казахстане имеет много общего с российским опытом. Казахстанские власти также активно развивают рынок арендного жилья. В рамках государственной программы «Доступное жилье-2020» реализуется арендное жилье с последующим выкупом, что является шагом в направлении, аналогичном московским инициативам.

Преодоление общественного страха и законодательные меры

Для полноценного функционирования программы арендного жилья необходимо преодолеть глубоко укоренившийся в обществе страх перед пожизненной арендой. Для многих казахстанцев, особенно старшего поколения, идея постоянно снимать жилье кажется катастрофической, поскольку собственное жилье традиционно обеспечивает чувство стабильности, укорененности и возможность строить долгосрочные жизненные планы.

Когда речь идет о том, что на Западе многие живут в арендованном жилье, важно помнить, что эта практика сложилась естественным путем на протяжении веков, начиная с промышленной революции. Как отмечает профессор Сергей Кара-Мурза, в развитых странах существует два класса, примерно равных по численности: те, кто владеет жильем, и те, кто его арендует всю жизнь. Например, в Германии более 60% населения пожизненно арендует жилье.

В Казахстане такой традиции нет. После Великой Отечественной войны советские власти поставили цель обеспечить всех жильем, сделав его одним из ключевых критериев качественной жизни. Сломать эту исторически сложившуюся традицию крайне трудно. Любые изменения, касающиеся очередников, могут вызвать сильное социальное недовольство. Люди, простоявшие в очереди 10-20 лет, ожидают получения жилья, следуя логике: "до нас получили, и мы хотим получить".

До настоящего времени правовая защита арендаторов жилья в Казахстане была недостаточной. Арендодатель мог выселить жильца в любое время, даже при наличии годового контракта. Заместитель председателя Агентства РК по делам строительства и ЖКХ Николай Тихонюк еще в октябре 2012 года подчеркнул необходимость законодательного регулирования прав и обязанностей сторон в договорах аренды жилья, как это принято в других странах.

Осенью 2012 года агентство начало разработку соответствующего законопроекта. Предлагалось закрепить в законе о жилищных отношениях компетенцию правительства по утверждению типового контракта на аренду жилища в частном жилищном фонде. В этом контракте должны быть предусмотрены условия проживания, срок долгосрочного съема, размер арендной платы, распределение обязанностей по ремонту, основания для выселения нанимателей, а также делегирование полномочий по представительству собственника на общем собрании.

Попытка властей перевести очередников в категорию арендаторов – это, по сути, стремление снизить остроту жилищного вопроса. Власти также предпринимают шаги, чтобы убедить население, что образование и здравоохранение – это скорее коммерческие услуги, чем неотъемлемые права граждан.

Честно говоря, у властей нет иного выхода. Если не менять текущую ситуацию, недовольство тех, кто находится в очереди, но по объективным причинам не может получить жилье, будет только нарастать, что чревато социальными потрясениями.

Источник