Казахстан активно развивает свою обрабатывающую промышленность, повышая её конкурентоспособность. Эти цели достигаются в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития (ГПИИР), которая позволила создать тысячи новых предприятий и сотни тысяч рабочих мест. Одним из ключевых операторов программы является холдинг «Байтерек», который через свои дочерние компании поддерживает стратегические индустриальные и инфраструктурные проекты.
Инвестиции в несырьевой сектор
Холдинг «Байтерек» реализует ГПИИР через несколько дочерних компаний, среди которых значительную роль играет Банк развития Казахстана. Он предоставляет долгосрочное финансирование несырьевым предприятиям, чего зачастую не хватает банкам второго уровня. Благодаря этому «Байтерек» занимает 50,9% рынка долгосрочного кредитования в несырьевых секторах экономики.
Для поддержки госпрограммы БРК утвердил собственную программу финансирования проектов на сумму 225 млрд тенге. Эти средства позволили профинансировать 13 проектов.
С 2016 по 2019 годы из республиканского бюджета БРК выделено 178 млрд тенге на 20 лет. К началу 2021 года в рамках ГПИИР одобрено 14 инвестиционных проектов на сумму 319,2 млрд тенге, из которых освоено 277,1 млрд тенге.
Смешанное финансирование с бюджетными и рыночными средствами позволяет охватить больше крупных проектов.
Поддержка автопрома и инноваций
Успешным примером поддержки в рамках ГПИИР является завод Hyundai Trans Kazakhstan в Алматы. Он способствует развитию отечественного автопрома, экономическому росту и диверсификации. Завод производит автомобили для внутреннего рынка и экспорта в страны СНГ.
Объем инвестиций в проект составил более 28 млрд тенге, из которых 20 млрд тенге – кредитные средства Банка развития Казахстана и его дочерней компании.
Завод построен с применением современных технологий и соответствует экологическим стандартам. Его мощность на первом этапе – 30 тыс. автомобилей в год. В 2020 году произведено 8 401 автомобиль.
Завод создает рабочие места и повышает профессиональный уровень кадров. Сегодня на предприятии работают 370 человек, а при полной мощности будет 700. Средняя зарплата – 250 тыс. тенге. Завод способствует развитию смежных отраслей, таких как сервис и логистика.
В прошлом году налоговые поступления от завода составили 444 млн тенге, что делает его одним из крупных налогоплательщиков.
«До конца 2021 года мы планируем начать производство ещё одной модели. Мы продолжим развитие автопрома и подготовку квалифицированных кадров», – сообщил генеральный директор «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев.
К 2022 году завод планирует производить 45 тыс. автомобилей в год, половина из которых пойдет на экспорт. «Астана Моторс» уже экспортирует автомобили Hyundai в Узбекистан и планирует начать поставки в Беларусь.
Эффективность в приоритете
Холдинг «Байтерек» имеет множество успешных проектов, подобных Hyundai Trans Kazakhstan, с значительным социально-экономическим эффектом. На 1 марта 2021 года в рамках ГПИИР-2 введено 20 предприятий, произведено продукции на 2 334 млрд тенге, экспортировано на 1 489 млрд тенге, выплачено налогов на 339 млрд тенге, создано 5 552 рабочих места.
«На 2021 год в рамках ГПИИР-3 предусмотрено 130 млрд тенге на инвестиции и поддержку экспорта. Объем финансирования Банка развития Казахстана составит 342 млрд тенге», – сообщил Председатель Правления холдинга «Байтерек» Айдар Арифханов.
Холдинг призывает крупный бизнес и инвесторов использовать все доступные ресурсы и инструменты поддержки.
Асель КУЖАХМЕТОВА

