Евразийский банк развития (ЕАБР) получил престижную награду PFI Awards за финансирование строительства Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), которая была признана транспортной сделкой года в Европе.
PFI Awards считается одной из самых уважаемых премий в области проектного финансирования.
«Мы очень гордимся этой наградой, которая сравнима с “Оскаром” в нашей области. ЕАБР, как старший кредитор, работал в тесном сотрудничестве с международными банками развития», — заявил председатель Правления ЕАБР Николай Подгузов.
БАКАД — это первый международный государственно-частный проект в Центральной Азии. Его реализация является стратегическим шагом для ЕАБР в создании транспортного коридора “Европа — Западный Китай”. Эта награда подтверждает высокие международные стандарты работы ЕАБР. Дорога играет ключевую роль для Алматинской области и всей экономики Казахстана. ЕАБР обладает значительным опытом и уникальными инструментами для финансирования современных инфраструктурных проектов в рамках государственно-частного партнерства. В настоящее время банк участвует в строительстве четвертой очереди Центральной кольцевой автомобильной дороги вокруг Москвы — ЦКАД-4, а также в проектах скоростных магистралей в Санкт-Петербурге. Во всех странах-участницах банка — Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, России и Таджикистане — планируется расширение деятельности в сфере транспортной инфраструктуры с использованием инструментов, которые не доступны национальным институтам развития. Это включает участие в акционерном капитале проектных компаний, предоставление акционерного финансирования и специальных траншей с целевым использованием, таких как оплата процентов и комиссий по заемному финансированию, а также формирование резервных счетов», — добавил Подгузов.
Соглашение о финансовом закрытии по проекту строительства БАКАД было подписано синдикатом кредиторов с участием ЕАБР в качестве старшего кредитора в августе 2020 года. Банк предоставил финансирование в размере 135 млн долларов США.
Строительство БАКАД будет способствовать перераспределению транспортной нагрузки на сеть дорог Алматы и пригородов, улучшит транзит транспорта за пределами городской застройки, повысит качество транспортного обслуживания, снизит негативное воздействие транспорта на окружающую среду, а также увеличит скорость и безопасность движения. Длина дороги составит 66 км, с четырёх- и шестиполосным движением. В рамках проекта будут построены мосты, транспортные развязки, пункты оплаты и другие необходимые объекты инфраструктуры. Предполагаемая скорость движения по трассе составит до 150 км/ч.
Проект БАКАД реализуется на основе концессионного соглашения между Министерством индустрии и инфраструктурного развития Казахстана и консорциумом из четырёх компаний: Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A.Ş., Makyol İnşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A.Ş., SK Engineering & Construction Co, Ltd. и Korea Expressway Corporation. Соглашение заключено на 20 лет по схеме «строительство — эксплуатация — передача».
Команда ЕАБР, работающая над проектом, включает: Амангельды Исенова, заместителя председателя Правления ЕАБР, Тимура Абдуллаханова, управляющего директора — руководителя дирекции по транспорту и инфраструктуре, Маргулана Абдирова, исполнительного директора дирекции по транспорту и инфраструктуре, Азамата Тюлеубая, директора дирекции по транспорту и инфраструктуре, и Бинуру Рисмухамедову, менеджера дирекции по транспорту и инфраструктуре. В настоящее время команда осуществляет мониторинг реализации проекта.
Евразийский банк развития (ЕАБР) — международная финансовая организация, содействующая интеграции и развитию стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Уставный капитал ЕАБР составляет 7 млрд долларов США. Банк был учрежден в январе 2006 года Россией и Казахстаном, со штаб-квартирой в Алматы. Основной акцент в портфеле ЕАБР сделан на проекты с интеграционным эффектом в сферах транспортной инфраструктуры, энергетики, химической и горнодобывающей промышленности, машиностроения.
Журнал Project Finance International, входящий в концерн Thomson Reuters, является одним из ведущих международных изданий, специализирующихся на анализе проектного финансирования. Журнал освещает основные события на международных финансовых рынках, выявляет их ключевые тенденции и новые возможности по привлечению кредитных ресурсов. Каждые две недели Project Finance International публикует отчеты по заимствованиям, предоставленным на принципах проектного финансирования.

