Вход

Переход от оффлайн к онлайн: развитие электронной коммерции в Казахстане в 2020 году

22 января 2021 20:09

Пандемия и введённый в марте 2020 года локдаун стали серьёзным испытанием для бизнеса. Однако некоторые компании восприняли это как возможность для расширения и выхода на новый уровень. 

Конечно, ограничения, введённые для борьбы с COVID-19, оказали значительное влияние на развитие электронной коммерции. Население изменило свои потребительские привычки, а бизнесу пришлось адаптироваться к онлайн-формату, чтобы минимизировать потери. 

Согласно исследованию «Анализ рынка электронной коммерции», проведённому PwC Kazakhstan и Ассоциацией «Цифровой Казахстан», в прошлом году рынок электронной коммерции удвоился. 

Объём розничной электронной торговли за первые 9 месяцев 2020 года увеличился на 93% по сравнению с тем же периодом 2019 года, достигнув 382 млрд тенге. Также возросло количество онлайн-заказов и средний чек в тенге — на 18% и 63% соответственно. В долларовом выражении рост составил 79% по объёму продаж и 52% по среднему чеку.

В период локдауна с 16 марта по 11 мая 2020 года продажи в тенге выросли на 34%, хотя средний чек в долларах снизился на 4%. Количество онлайн-покупок увеличилось на 16% по сравнению с тем же периодом 2019 года. В пост-локдаунный период объём продаж в тенге вырос на 65%. 

«Согласно данным OECD, кризис COVID-19 ускоряет распространение электронной торговли, привлекая новые компании, клиентов и виды продукции. Ожидается долгосрочный сдвиг от предметов роскоши к товарам первой необходимости», — отмечают организаторы исследования.

Аналитический центр «Битрикс24.Казахстан» провёл исследование о поведении казахстанцев в онлайн-шоппинге в 2020 году, охватив группу в возрасте от 18 до 55 лет и старше. 

По их данным, у 67% респондентов средний чек в 2020 году составлял 45 тысяч тенге, 19% тратили от 45 до 135 тысяч тенге, а 14% — свыше 135 тысяч тенге за одну покупку. 

60% опрошенных предпочитают безналичную оплату в интернет-магазинах, 40% рассчитываются наличными при доставке, 33% — оплачивают курьеру, а 27% — на сайте. 

Большинство казахстанцев (64%) готовы ждать доставку до 3 дней, при этом скидка от 50% и выше является важным фактором при выборе товара (56%). 

Среди плюсов онлайн-покупок респонденты отметили экономию времени (33%), возможность сравнивать цены (29%), а также снижение риска заражения COVID-19 и широкий ассортимент (19%). 

К минусам отнесли невозможность оценить товар перед покупкой (37%), проблемы с возвратом (27%), ожидание доставки (20%) и платную доставку (16%). 

Сармантай Касенов, директор «Битрикс24.Казахстан»: «Мы хотели понять, как пандемия стала драйвером онлайн-торговли в Казахстане. Для потребителей это безопасный способ покупок, для компаний — способ удержать продажи в сложной экономике». 

Оба исследования, проведённые в ноябре 2020 года, показали, что пандемия и локдаун значительно расширили охват электронной коммерции. Социальное дистанцирование и карантинные меры продолжают стимулировать рынок. 

С. Касенов отметил, что онлайн-торговля в Казахстане имеет огромный потенциал для роста в 2021 году. «Пандемия, рост спроса и налоговая поддержка — главные факторы нашей уверенности в этом», — сказал он. 

Аналитики PwC Kazakhstan и Ассоциации «Цифровой Казахстан» считают, что электронная коммерция будет активно развиваться в 2021 году за счёт новых игроков и расширения существующих площадок: «Уровень проникновения электронной коммерции ещё низкий, но потенциал роста высок. Пандемия увеличила проникновение среди пожилых и жителей отдалённых городов». 

Куляш Боранбаева

Источник