Вход

В Казахстане дерегулированы услуги судозахода танкеров при экспорте нефти и нефтепродуктов

22 января 2021 16:37

В Казахстане услуги по заходу судна в морской порт для перевалки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам в/из танкера/танкеров с последующим выходом из порта (судозаход) для экспорта за пределы Республики Казахстан исключены из списка регулируемых услуг. Это означает, что Комитет по регулированию естественных монополий РК больше не будет устанавливать тарифы на судозаход танкеров при экспорте нефти и нефтепродуктов.

По информации АО «НК «Актауский морской торговый порт» и Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, порт Актау планирует вводить дифференцированные тарифы, основываясь на практике других стран. Это предполагает разделение платы для Национального перевозчика, судов под казахстанским флагом и судов под иностранным флагом.

Например, в морском порту Махачкала (РФ) ставки портовых сборов устанавливаются для российских судов в загранплавании и иностранных судов, а также для российских судов в каботажном плавании и дифференцируются по типам судов. Иностранные суда, осуществляющие каботажные рейсы, уплачивают портовые сборы по ставкам, установленным для иностранных судов в загранплавании.

Согласно приказу Министерства экономики РФ, государственная принадлежность судна и предоставляемый ему статус при взимании сборов определяется флагом, под которым оно плавает, независимо от того в чьей собственности или пользовании находится.

Данная практика также применяется в порту Баку (Азербайджан). В прейскуранте порта Баку портовые сборы разделены по принадлежности судов к флагам: азербайджанский и иностранный флаг.

Дерегулирование услуг судозахода танкеров позволит устанавливать гибкие тарифы в зависимости от рыночной ситуации на рынке нефти, переваливаемой через порт Актау.

В последние годы объемы перевалки нефти через порт Актау значительно снизились. Если в 2009 году они составляли 11 млн тонн нефти в год, то в 2017 году – 1,4 млн тонн, в 2018 году – 2 млн тонн, в 2019 году – 2,1 млн тонн.

Снижение объемов перевалки нефти привело к уменьшению количества услуг по заходу судна в морской порт, что отрицательно сказалось на доходах порта Актау.

Дерегулирование услуг судозахода танкеров предоставит преференции Национальному перевозчику – ТОО «Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот», что позволит компании конкурировать с иностранными судами.

Более гибкое ценообразование может способствовать увеличению объемов перевозимых Казмортрансфлотом грузов и перевалки в порту Актау, что в результате увеличит поступления налогов в бюджет.

Увеличение доходов позволит Национальному перевозчику вкладывать инвестиции в развитие национального флота, а порту Актау проводить работу по модернизации, что в итоге приведет к созданию дополнительных рабочих мест.

Источник