Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан заявляет о своей готовности к конструктивному диалогу с предприятиями и неправительственными организациями, чья деятельность регулируется в соответствии с действующим законодательством и поручениями руководства страны.
МИИР РК поддерживает отечественное предпринимательство, если это не противоречит государственной политике.
Министерство намерено прояснить вопросы, поднятые в открытом обращении Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса к Президенту страны.
В обращении выражена обеспокоенность состоянием оборонно-промышленного комплекса страны и утверждается, что государство ограничивает развитие оборонной промышленности, вмешивается в ценообразование, ограничивает свободу предпринимательства, препятствует эффективной деятельности предприятий и не обеспечивает достаточную поддержку государственными заказами.
Снижение производства
Это утверждение не соответствует действительности.
Объем производства предприятий оборонной промышленности, несмотря на экономические вызовы 2020 года, увеличился на 10,7% по сравнению с 2019 годом.
Недостатки законодательства
В 2019 году в Казахстане впервые была создана законодательная база для регулирования деятельности оборонной промышленности. 18 марта 2019 года принят Закон «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе», а также 23 нормативно-правовых акта для его реализации.
Представители оборонной промышленности активно участвовали в разработке законодательной базы, и их предложения были учтены при создании нормативно-правовых актов.
С учетом текущей ситуации в отрасли, по предложениям предприятий оборонной промышленности, в некоторые нормативно-правовые акты вносятся изменения и дополнения. Работа ведется в отношении четырех регламентирующих документов, включая Правила ценообразования на товары военного назначения, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2019 года № 772. Изменения касаются учета затрат на оплату трудовых отпусков, пособий по временной нетрудоспособности и других обязательных выплат.
Непонимание потребностей заказчиков
В 2018 году была принята Концепция перевооружения и развития оборонно-промышленного комплекса Республики Казахстан до 2030 года, утвержденная Президентом Республики Казахстан.
В соответствии с Концепцией разработан долгосрочный План оснащения на стратегическом уровне и 3-летний План мероприятий на оперативном уровне в рамках государственного оборонного заказа.
Направления производственного развития доводятся до компаний с учетом защиты государственных секретов.
Недостаток государственного оборонного заказа
Объем государственного оборонного заказа определяется исходя из потребностей силовых государственных органов и выделенного бюджета.
Сроки заключения договоров
С учетом формирования 3-летнего бюджета, договоры на исполнение государственного оборонного заказа заключаются на этот срок, что является достаточным, так как максимальный производственный цикл для вооружения и военной техники не превышает 3 лет.
Ценообразование на оборонную продукцию
Работа отрасли в рамках принятых правил позволила сэкономить более 5 млрд тенге бюджетных средств, выделенных на выполнение мероприятий государственного оборонного заказа. Эти средства были перераспределены на другие государственные нужды, включая социальную поддержку граждан.
Правила ценообразования на товары военного назначения совершенствуются на основе обоснованных предложений предприятий.
Важно отметить, что правила ценообразования распространяются только на продукцию государственного оборонного заказа и не касаются других изделий, которые заводы могут производить для экспорта или гражданского рынка.
Ограничение видов деятельности
Утверждение не соответствует действительности.
Оборонно-промышленные предприятия квазигосударственного сектора могут участвовать в производстве гражданской продукции. Им предоставлена 3-летняя отсрочка для выполнения законодательных норм.
Например, Петропавловский завод тяжелого машиностроения производит оборудование для нефтегазового сектора и железнодорожной отрасли, завод имени Кирова С.М. производит компьютеры и планшеты, кокшетауский завод «Тыныс» и столичное предприятие «Казахстан Аселсан инжиниринг» освоили выпуск аппаратов искусственной вентиляции легких.
Приватизация предприятий
Анализ мирового опыта показывает, что частные предприятия оборонно-промышленного комплекса демонстрируют лучшие финансовые показатели и меньшую зависимость от государственного оборонного заказа.
Приватизация предприятий будет продолжена в установленном порядке с учетом поручения Президента РК, данного на расширенном заседании Правительства 24 января 2020 года.
Таким образом, государство оказывает необходимую поддержку предприятиям оборонной промышленности, создавая условия для их полноценного функционирования и размещения необходимых заказов для обеспечения обороноспособности страны.
«Выбивание» дополнительных заказов через распространение недостоверной информации в СМИ недопустимо.
Также обращаем внимание авторов обращения, СМИ и блогеров на необходимость соблюдения мер по защите государственной тайны и секретов в вопросах оборонного заказа, напоминая, что нарушение этих мер влечет за собой ответственность согласно законодательству.

