МВФ о Казахстане: стандартные рекомендации на фоне глобальных дискуссий
19 октября 2022 00:00
На прошлой неделе Международный валютный фонд (МВФ) представил свое заключение и рекомендации по экономической политике Казахстана, основываясь на консультациях, проведенных в Астане. Ключевым советом стало придерживаться жесткой денежно-кредитной политики (ДКП) для обуздания инфляции. Однако на мировом уровне и среди казахстанских экспертов звучат альтернативные мнения, указывающие на то, что нынешняя инфляционная волна может быть вызвана процессами деглобализации, что ставит под вопрос исключительную эффективность традиционных инструментов ДКП.
Миссия МВФ, работавшая в Алматы и Астане с 22 сентября по 5 октября, предложила Казахстану ряд стандартных мер: сокращение доли государственного сектора, повышение эффективности управления им, усиление борьбы с коррупцией и ускорение диверсификации экономики. В отношении борьбы с инфляцией, фонд настаивает на дальнейшем ужесточении денежно-кредитной политики. По мнению МВФ, это позволит сдержать рост цен, особенно на продовольствие, и защитить наименее обеспеченные слои населения. В отчете подчеркивается, что хотя повышение базовой ставки может повлечь краткосрочные экономические издержки, допущение дальнейшего роста инфляции и последующая необходимость более радикальных мер приведут к гораздо более высоким затратам для экономики и общества. Фонд также отмечает, что режим таргетирования инфляции, применяемый Казахстаном, показал хорошие результаты и требует дальнейшего укрепления.
Международный валютный фонд, созданный в 1945 году для предотвращения валютных кризисов путем срочного кредитования, с 1960-х годов начал предоставлять «техническую помощь» развивающимся странам, включая рекомендации по экономической политике, которые к 80-м годам стали сопровождаться строгими условиями для получения финансовой помощи.
Казахстан досрочно погасил заем МВФ в размере $390,5 млн еще в 2000 году, что освобождает его от обязательства следовать рекомендациям фонда. Тем не менее, советы МВФ традиционно вызывают активные дискуссии в экспертном сообществе страны. Так, генеральный директор AERC Beta LLP Галымжан Айтказин считает базовую ставку безальтернативным, системным и долгосрочным инструментом в борьбе с ростом цен, указывая, что правительственные «нерыночные» механизмы контроля цен не дают долгосрочного эффекта и создают рыночные дисбалансы.
Однако существуют и критические мнения. Финансовый аналитик Андрей Чеботарев оспаривает аргументацию МВФ, указывая на слабые риски «долларизации депозитов» и неэффективность высокой ставки для защиты тенге или борьбы с инфляцией через процентный канал. Он предупреждает, что дальнейшее ужесточение ДКП может полностью подавить кредитный импульс для бизнеса, при этом мало влияя на сдерживание потребительского кредитования. Ранее, в ноябре 2021 года, МВФ рекомендовал правительству Казахстана повысить налоги и отменить льготы по КПН, однако эти советы были отклонены местными аналитиками, которые сочли низкие налоговые ставки ключевым конкурентным преимуществом страны. Исполнительный секретарь НПП «Атамекен» Аскар Кысыков выражал мнение, что Казахстан часто получает «сомнительные и поверхностные» рекомендации от международных институтов, которые не всегда учитывают местные экономические реалии и особенности. Старший аналитик департамента прикладных исследований AERC Евгения Пак также отмечала, что повышение ставок без улучшения налогового администрирования может ухудшить конкуренцию и привести к попыткам уклонения от налогов, подчеркивая, что увеличение налоговых поступлений должно достигаться через расширение деловой активности. Интересно, что в апреле 2020 года руководитель миссии МВФ по Казахстану Марк Хортон положительно оценил действия правительства по размещению средств Нацбанка в местных банках для льготного кредитования МСБ, хотя это шло вразрез с предыдущими рекомендациями фонда.
Исторический опыт стран, следовавших рекомендациям МВФ, демонстрирует неоднозначные результаты. В 1980-х годах Мексика, получившая кредиты МВФ в обмен на приватизацию и жесткую ДКП, столкнулась с огромным внешним долгом, безработицей и необходимостью импортировать даже кукурузу. В 1990-х годах условия МВФ привели к прекращению бюджетного финансирования региональных программ в Югославии, что стало одной из причин гражданской войны. Аргентина, следуя рекомендациям фонда в конце 90-х, пережила дефолт, тогда как Бразилия, отказавшись от них, сохранила мощную экономику. В то же время, МВФ не смог своевременно предсказать азиатский финансовый кризис 1997–1998 годов и глобальный кризис 2008–2009 годов, что вызвало критику со стороны министров финансов развивающихся стран.
Примеры успешного отклонения от стандартных рекомендаций также показательны. Исландия, получив кредит МВФ в 2008 году, самостоятельно провела реформы, включая национализацию банков, и к 2013 году успешно преодолела большую часть экономических проблем. Греция, напротив, строго следовала рекомендациям МВФ, что привело к значительному снижению госрасходов и росту налогов, но до сих пор находится под финансовым надзором ЕС, а ее ВВП так и не восстановился до докризисного уровня. Великобритания, Германия и США в период кризиса 2008–2009 годов применили меры по рекапитализации и национализации банков, а также программы стимулирования экономики, что позволило им относительно быстро стабилизировать свои финансовые системы, действуя вопреки некоторым рекомендациям МВФ. Примечательно, что Бен Бернанке, бывший глава американского Федрезерва, который в 2008–2009 годах действовал вопреки рекомендациям МВФ, недавно получил Нобелевскую премию по экономике. Россия же, следуя советам МВФ в 2008–2009 годах, повысила процентные ставки и «стерилизовала» денежную массу, что, согласно исследованию Санкт-Петербургского госуниверситета, привело к значительным потерям.
Современные экономические вызовы требуют новых подходов. Вашингтонский центр экономических и политических исследований (CEPR) критикует МВФ за постоянное навязывание жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики, считая, что это почти всегда ухудшает ситуацию в развивающихся странах. Центр неоднократно призывал фонд пересмотреть свои подходы и улучшить качество аналитики, которое, по словам бывшего заместителя исполнительного директора МВФ от России Евгения Мягкова, может страдать из-за большой нагрузки на сотрудников, текучки кадров и отсутствия единого регламента в разработке прогнозов.
На фоне этих дискуссий, Организация Объединенных Наций в начале октября призвала мировые регуляторы прекратить повышение процентных ставок, полагая, что эта мера не сможет снизить инфляцию, но существенно увеличит риск глобальной рецессии. Профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини также указывает на специфический характер нынешней инфляционной волны, связывая ее с деглобализацией мировой экономики, а не с монетарными причинами. Он призывает к изменению принципов госуправления и финансового регулирования, поскольку привычные инструменты уже неэффективны в долгосрочных кризисных условиях. Аналитики Credit Suisse и Bank of America сходятся во мнении, что период низкой инфляции, обусловленный дешевыми ресурсами и рабочей силой, заканчивается, и новые инвестиции в технологический суверенитет и разрыв глобальных цепочек поставок будут постоянно подпитывать инфляцию, делая ее долгосрочным явлением.