Яндекс.Такси отреагировал на предостережение, направленное сервису Комитетом по защите и развитию конкуренции города Алматы.
Александр Высоцкий, директор по связям с государственными органами на международных рынках Яндекс.Такси:
Мы считаем, что претензии, изложенные в документе, необоснованны, и хотели бы прокомментировать ключевые моменты.
Прежде всего, Тамирлан Шапиев, исполнительный директор по развитию рынков Центральной Азии Яндекс.Такси, не делал заявлений о повышении цен или каких-либо других подобных утверждений. Его ответы на вопросы издания 365info.kz, упомянутого в предостережении, как раз поясняют, как можно обеспечить стабильность цен на пассажирские перевозки. Утверждение о том, что спрос будет расти по мере снятия карантинных ограничений, является очевидным фактом. Он подчеркивает необходимость своевременного увеличения предложения на рынке перевозок.
Кроме того, информация о повышении цен сервисом не соответствует действительности. Мы не меняли тарифы в Казахстане. В Алматы были введены строгие ограничения на виды автомобилей, которые могут перевозить пассажиров, и количество машин на линии значительно сократилось. Заказов же остается много — даже в условиях карантина люди нуждаются в срочных поездках. Поэтому в системе стал чаще автоматически срабатывать повышающий коэффициент — как и в любое другое время, когда спрос на поездки значительно превышает предложение. Это стимулирует выход на линию большего числа водителей, имеющих необходимые разрешения, и одновременно сдерживает спрос — пользователи, которым поездка не срочна, могут подождать, пока стоимость снова снизится.
После введения режима ЧП мы ограничили значение повышающего коэффициента по всей территории Казахстана, включая Алматы. Это единственное разумное решение в данной ситуации. Отметим, что ограничение введено по нашей собственной инициативе. От оперативного штаба к нам не поступало подобных запросов.
Если полностью отключить повышающий коэффициент, люди, которым нужно срочно уехать, могут не найти машину вовремя — ведь водителей на линии будет меньше, чем желающих вызвать такси. Это также может стимулировать нелегальный извоз, что особенно опасно в условиях пандемии — ведь установить цепочку контактов заболевшего водителя или пассажира будет невозможно.
Наш сервис поддерживает постоянный контакт с акиматом Алматы и акиматами других регионов Казахстана по вопросам работы сервиса в период эпидемии. С момента объявления чрезвычайного положения в Казахстане мы делаем все возможное, чтобы поддержать страну в этот период. Например, за собственный счет создали фонд финансовой помощи водителям и курьерам, заболевшим коронавирусом или помещенным под карантин из-за контакта с заболевшими, организовали бесплатную доставку продуктовых наборов пенсионерам и другим категориям граждан, раздаем медицинские маски и антисептики водителям, принимающим заказы через сервис. Кроме того, наша команда обсуждает с Министерством здравоохранения Республики возможность перевозки врачей и другого медицинского персонала.
Мы повторяем, что считаем претензии в адрес сервиса и лично Тамирлана Шапиева необоснованными, и уже направили профильному департаменту официальный ответ.

